Марина Латовская
Работа с детьми второй младшей группы по формированию навыков безопасного поведения на дороге
▼ Скачать + Заказать документы
(из опыта)
Привить навыки безопасного поведения на дороге, только рассуждая об осторожности, нельзя. Безопасному поведению и Правилам дорожного движения ребёнка нужно учить с того момента, когда он начинает ходить самостоятельно. У дошкольника есть детские игрушки, детские книжки, детский театр, но у него нет и быть не может детского дорожного движения. Поэтому программа обучения дошкольников безопасному поведению на дороге должна соответствовать современным требованиям к участнику дорожного движения и действующим Правилам дорожного движения.
Публикация «Работа с детьми второй младшей группы по формированию навыков безопасного поведения на дороге» размещена в разделах
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и, особенно в отношениях с другими людьми.
Я твёрдо убеждена, что работа с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели мною были поставлены следующие задачи:
• Познакомить детей с правилами дорожного движения;
• Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
• Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
• Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
• Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
В 2009 году моя методическая работа по безопасному поведению ребёнка на дороге началась с изучения методических пособий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения :
Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-Пресс», 2005.
Баряева Л. Б., Загребаева Е. В., Жевнеров В. Л. Азбука дорожного движения : Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. - Издательство: ДРОФА, 2008 г.
Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам Дорожного движения. – СПб., издательство «Детство-Пресс», 2009.
Клочанов Н. И. Дорога, ребенок, безопасность : Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. Серия «От детского сада к школе». Ростов: Феникс, 2004.
Саулина Т. Ф. три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. :Мозаика-Синтез, 2008.
Проанализировав изученный материал, мною было принято решение использовать в своей работе материал, представленный в пособиях Н. И. Клочанова «Дорога, ребёнок, безопасность» и Даниловой Т. И. Программа «Светофор».
На базе этих программ – мною разработано и эффективно использовалось в работе перспективное планирование по обучению детей правилам дорожного движения для каждого возраста ребёнка-дошкольника. Цель, которая преследовалась при составлении планов, состояла, прежде всего, в том, чтобы выстроить стройную систему по формированию у дошкольников необходимых умений и навыков, учитывающую специфические особенности и способность воспринимать предлагаемый материал.
Перспективный план работы по разделу «Правила дорожного движения»
во второй младшей группе.
Сентябрь. «Зачем нужно знать и точно соблюдать правила уличного движения».
Цель: познакомить детей с основными правилами уличного движения; объяснить, как опасно нарушать их.
Совместная деятельность. Познание. Беседа «Правила и зачем их надо соблюдать».
Коммуникация. Чтение художественной литературы. Стихи Ю. Яковлева «Делали ребятам предостереженье…» и Н. Сорокина «Там, где шумный перекрёсток».
Коммуникация. Рассматривание картинок с изображением дороги, машин, отгадывание загадок о дороге, автомобиле.
Художественное творчество. Рисование. «Нарисуем колёса для машин».
Физическая культура. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Октябрь. «Знакомство с улицей».
Цель: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.
Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение стихотворения Марины Дружининой «Что на нашей улице».
Коммуникация. Рассматриванием иллюстраций, книг, плакатов с улицей.
Познание. Строительство гаражей для больших и маленьких машин.
Физическая культура. Подвижная игра «Бегите ко мне».
Ноябрь. «Виды транспорта».
Цель: познакомить с основными видами транспорта – наземный, воздушный, водный.
Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Чтение М. Пожарского «Машины».
Физическая культура. Подвижная игра «Перевези груз».
Коммуникация. Рассматривание картинок с изображением разного вида транспорта.
Познание. Дидактическая игра «Сложи машинку».
Художественное творчество. Аппликация. Создание коллективного фриза «Виды транспорта».
Декабрь. «Рассматривание грузового автомобиля».
Цель: познакомить детей с основными частями грузовика (кабина, кузов, дверь, окна, руль, уточнить знания о работе шофёра.
Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик».
Познание. Наблюдение за работой грузового автомобиля, который привозит продукты в детский сад.
Физическая культура. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Художественное творчество. Рисование. Раскрашивание раскрасок с транспортом.
Январь. «Светофор».
Цель: дать детям представление о работе умного прибора – светофора; рассказать о сигналах для машин и людей, что светофор помогает им не мешать друг другу; учить различать сигналы светофора и подчиняться им.
Совместная деятельность. Познание. Беседа о светофоре.
Коммуникация. Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворения А. Северного о светофоре «Три чудесных цвета».
Физическая культура. Подвижная игра «Красный, зелёный».
Познание. Дидактическая игра «Зажги свой огонёк».
Художественное творчество. Аппликация. «Светофор для зверей».
Февраль. «Когда мы пассажиры».
Цель: добиться, чтобы дети усвоили понятия «пешеход», «пассажир» и получили представление о правильном поведении в общественном транспорте.
Совместная деятельность. Коммуникация. Чтение художественной литературы.
Чтение стихотворения из книги «Новые правила поведения для воспитанных детей» : «Не скандаль и не капризничай в транспорте».
Познание. Беседа «Едем в автобусе».
Социализация. Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Обыгрывание игровых ситуаций «Правила поведения в транспорте».
Март. «Если ты потерялся на улице».
Цель: учить детей правильно вести себя, если они потерялись – обратиться за помощью к продавцу, милиционеру; объяснить значимость знаний своего адреса и телефона, умения ориентироваться в ближайшем окружении.
Совместная деятельность. Познание. Строительство улицы из строительного материала.
Коммуникация. Придумывание историй (дети помогают героям выпутываться из затруднительных положений).
Социализация. Обыгрывание ситуации «Если бы я потерялся…».
Физическая культура. Подвижная игра «Бегите ко мне».
Апрель. «Поведение детей на улице».
Цель: дать детям понять, что играть на проезжей части улицы нельзя; воспитывать дисциплину.
Совместная деятельность. Коммуникация. Рассматривание сюжетных картинок «Где и как можно играть».
Коммуникация. Чтение художественной литературы.
Марина Дружинина «Наш друг светофор. Правила поведения на улице».
Физическая культура. Подвижная игра «Цветные автомобили».
Художественное творчество. Рисование. Раскрашивание раскрасок с правилами поведения на улице.
Май. «Работа светофора».
Цель: закрепить знания детей о сигналах светофора; воспитывать наблюдательность и дисциплинированность.
Диагностика по ПДД.
Совместная деятельность. Познание. Наблюдение за работой светофора (игрушка на батарейке). Упражнение на макете.
Физическая культура. Подвижная игра «Красный, жёлтый, зелёный».
Коммуникация. Рассматривание иллюстраций с действииями пешеходов при различных сигналах светофора.
Познание. Строительство светофора из конструктора «Лего».