Приложение МААМ

Работа с иллюстрациями в детском саду

Шукайло Дина Васильевна
Работа с иллюстрациями в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с иллюстрациями в детском саду

Основная задача воспитания дошкольников – гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности.

К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике.

Публикация «Работа с иллюстрациями в детском саду» размещена в разделах

Иллюстрации, по определению Курочкиной Н. А. - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога.

Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Иллюстрация – рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия, помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его.

Рассматривание книжных иллюстраций – широко используемый метод в обучении детей изобразительной деятельности. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости. Особенно важна книжная иллюстрация для младших школьников. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить.

Некоторые приемы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

В тех случаях, когда невозможно познакомить ребят с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия, используют картины или иллюстрации. Их можно использовать и после наблюдения с целью оживления, уточнения, обогащения представлений. Фиксированный способ изображения на картине дает возможность рассмотреть детали, которые трудно воспринимать в натуральном предмете. Ребята с трудом осваивают способы передачи движения в рисунке. На картине можно показать и доступный способ изображения пространства, земли и неба, способ передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости листа; элементарное построение рисунка с выделением композиционного центра (главное изображается более крупно, то, что расположено ближе, изображается внизу листа, а дальше – наверху). На иллюстрациях можно увидеть разные способы изображения домов, деревьев, пространства земли, животных в движении и т. п. Однако использовать их рекомендуется после наблюдений как дополнительный прием, помогающий перевести наглядные образы, сложившиеся при непосредственном восприятии, в графические или как прием, обогащающий запас графических образов, разрушающий стереотипы, шаблоны. Иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания. Самые яркие представления, сложившиеся в наблюдении, вытесняются последним, более свежим восприятием готового образа. Поэтому применять этот прием нужно в предварительной работе.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание картин: знакомое произведение вызывает оживленные высказывания; в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.

Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа). Воспитатель подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Старшие дошкольники способны к некоторому сравнительному анализу. Например, показав детям картины И. Левитана "Март" и А. Саврасова "Грачи прилетели", воспитатель спрашивает, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины, воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщая их высказывания.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

В результате таких занятий у детей развивается интерес к рассматриванию картин. Они начинают замечать картины вне детского сада, рассказывают об их содержании воспитателю. Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать художественные открытки и картинки.

Иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация - это одна из встреч детей с миром изобразительного искусства.

Список используемой литературы

1. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1990.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2000.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999.

4. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. 1990. № 3.

5. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. – М., 1998.

6. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М. : Педагогика, 1993.

7. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. М. : Педагогика, 1990.

8. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1992.

9. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М. : Учпедгиз, 1996.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Сретение Господне. Духовно-нравственная работа в детском саду»Фотоотчёт «Сретение Господне. Духовно-нравственная работа в детском саду» Духовно - нравственная работа в детском саду «Оброчинский детский сад №2». «Сретение Господне» Церковь празднует сегодня Праздник Сретения.

Кружковая работа как часть проектной деятельности в детском саду. Сказка ко Дню материКружковая работа как часть проектной деятельности в детском саду. Сказка ко Дню матери Мы знаем,что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства,творческого подьема,создает праздничное настроение,дает возможность.

Масленица в детском садуМасленица в детском саду Масленицу, пожалуй, можно назвать одним из самых древних славянских праздников. Этот праздник имеет языческие корни. Масленица – это незабываемое.

Оформление участка в детском саду. Зимняя сказка в детском саду «Волшебство из сказки»Оформление участка в детском саду. Зимняя сказка в детском саду «Волшебство из сказки» Фигуры на площадке слеплены из снега и воды. Покрашены гуашью. Спасибо нашим мамам, это только начало их фантазий. Как известно дети очень.

Пение — путь к здоровью. Вокально-хоровая работа в детском саду “Пение – путь к здоровью. ” Вокально- хоровая работа в детском саду. “ Музыка начинается с пения. ” Курт Закс Россия издавна славилась хоровыми.

Прогулка в детском саду Работая воспитателем очень часто от родителей можно услышать такой вопрос: а вы пойдете сегодня гулять? Родители тревожатся над тем, чтобы.

Работа по ПДД в нашем детском садуРабота по ПДД в нашем детском саду Наш детский сад «Колосок» расположен на живописном берегу Маныча в хуторе Дальний. В течении всего года сотрудники нашего детского сада.

Работа с родителями в детском саду.Работа с родителями в детском саду. "Семья - поистине высокое творенье. Она заслон надежный и причал. Она дает призванье и рожденье Она для нас основа всех начал" Мухачева.

Работа с родителями в детском саду (фотоотчёт)Работа с родителями в детском саду (фотоотчёт) Существует множество эффективных и разнообразных форм работы с родителями в детском саду. Я в своей работе применяю такие формы как анкетирование.

«Молодой воспитатель в современном детском саду-это…». Творческая работа на конкурс «Педагогический дебют-2017» Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа с иллюстрациями в детском саду
Опубликовано: 4 мая 2017 в 17:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с иллюстрациями в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Шукайло Дина Васильевна (УИ 747972) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД