Лариса Задорожная
Пение — путь к здоровью. Вокально-хоровая работа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
“Пение – путь к здоровью. ”
Вокально- хоровая работа в детском саду.
“ Музыка начинается с пения. ”
Курт Закс
Россия издавна славилась хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосьем. Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации.
Публикация «Пение — путь к здоровью, Вокально-хоровая работа в детском саду» размещена в разделах
Жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые пели ему мама и бабушка. Затем, во время игр с друзьями, он выкрикивал- напевал заклички, кричалки, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни – трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.
C течением времени жизненный уклад людей очень изменился. И прервалась цепочка передачи песенного наследия народа. В современном мире отношение к культурным традициям прошлого совсем иное. Часто в угоду моде и амбициям родителей малышей заставляют изучать иностранные языки, пытаются с самого раннего возраста приобщить к чтению, записывают во множество кружков, забывая, что излишняя загруженность ребенка отрицательно сказывается на его здоровье. И в тоже время родители и педагоги, не придают значения эстетическому развитию ребенка. В домах реже, а то и совсем не звучит хорошая музыка, и даже за праздничным столом современные родители не поют застольных песен. Ребенок постоянно находится в окружении агрессивного музыкального фона – “ шедевров” поп- и рок- музыки, звучащих с экранов телевизоров, плееров, радиоприемников. Современные малыши редко посещают с родителями театры, музеи. В школе музыке отведено минимальное количество учебных часов. Все это приводит эмоциональному оскудению нации.
“ Все начинается с детства. ” Нам хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции:радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнения особой энергией всего существа ребенка.
“Запоют дети – запоет народ”, - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов.
Пение – это исполнение музыки средствами певческого голоса; искусство передавать средствами голоса художественно – образное содержание музыкального произведения.
Пение представляет собой психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой и др.
Поэтому важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Именно непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.
Общие проблемы при пении дошкольников – это неточное интонирование, крикливая манера пения, открытый звук, невнятная дикция.
Музыкальному руководителю следует помнить, что в дошкольном детстве вокальные органы только начинают формироваться. Поэтому педагог должен руководствоваться принципом “ Не навреди!”. Обучение детей дошкольного возраста пению должно вестись планомерно, со строгой последовательностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или много навыка.
Развитие вокально – хоровых навыков у детей дошкольного возраста – важная и сложная задача, которая требует системы работы, включающей разнообразные игровые методы и приемы развития голоса ребенка. Пение – путь к здоровью.
1 Песенки – распевки
Несложные тексты и мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
“ Доброе утро”
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопают в ладоши)
Будет веселее.
Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)
Носик
И щечки.
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх,
выполняя “фонарики”)
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, (разводят руки в стороны)
Будьте все здоровы!
“Ама – Лама”
Просыпается листва (руки вверх,движеня вправо- влево)
И проснулся паучек. (быстро шевеля пальчиками, опустить руки на пояс)
Вот проснулась голова (наклоны головы вправо, влево)
И проснулся язычок. (“ пружинка” с поворотом вправо, влево)
Припев: Ама - Лама (хлопки в ладоши)
Чоко балабама (хлопки по бедрам)
Чоко балабум. (шагают на месте)
Ама - Лама (хлопки в ладоши)
Чоко балабама (хлопки по бедрам)
Эки воки тум! (шагают на месте)
Прыгают кузнечик, (легкие прыжки на месте)
Зажужжали мухи. (“ моталочка”)
Просыпайтесь поскорей,
Плечики и руки. (движение плечами вверх, вниз; руки вытянуты вперед,
движение “ фонарики”)
Припев:
Вот проснулись муравьи (легкий бег на месте)
И сороконожки.
Просыпайтесь поскорей (поочередное выставление ног на пятку)
Пяточки и ножки.
Припев:
2 Дыхательная гимнастика
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Необходимо обратить внимание на часто болеющих детей, а также детей, имеющих различные речевые нарушения. Основными задачами дыхательных упражнений в непосредственной музыкально – образовательной работе являются :
• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
• Формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох – длинный выдох).
• Тренировка силы вдоха и выдоха.
• Продолжительный выдох.
Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие:
• положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
• способствует восстановлению центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов;
• восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Ёжик
Ёжик по лесу гулял
И цветочки собирал.
Справа – белая ромашка,
Слева – розовая кашка.
Как цветочки пахнут сладко!
Их понюхают ребятки.
Дети стоят ровно, руки вдоль туловища. Поют, выполняя повороты головы вправо – влево. После пропевания делают вдох – выдох( 4 раза по 4 вдоха).
Хорошо произносить текст активным шепотом – способствует активизации дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхании.
Петя – Петя – Петушок
Целый день учил стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну: “ Ку – ка – ре – ку!”
Произнесение на одном дыхании скороговорок, способствует увеличению объема легких.
* “ Шесть мышат в камышах шуршат. ”
* “ Грелся Максим,
Бегая вокруг осин. ”
* “ Лежит ежик у елки,
Сосчитай ежа иголки. ”
* “ На дворе трава,
На траве дрова. ” и т. д.
3 Артикуляционная гимнастика
Основная цель артикуляционной гимнастики – тренировка мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели развития речи детей и певческих навыков.
Задачи артикуляционной гимнастики в непосредственной музыкально – образовательной деятельности:
• развитие певческих способностей детей;
• формирование артикуляции различных звуков;
• совершенствование дикции;
• развитие музыкальной памяти, запоминание текстов песен.
Артикуляционные упражнения бывают беззвучные и с участием голоса.
“ Три сороки”
- Три сороки – тараторки
Тараторили на горке.
Дети стоят в кругу. После исполнения скороговорки дети “ передают сплетню”, по очереди произнося звукосочетание “ тр – р - рь “ и задевая соседа по плечу.
“ Щенок”
- Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Дети стоят в кругу и поют скороговорку, передавая на каждую долю друг другу щетку. У кого после окончания пения окажется щетка, тот поднимает ее вверх и проговаривает скороговорку как можно быстрее.
“ От топота копыт “
- От топота копыт
Пыль по полю летит.
Скороговорка исполняется сначала в медленном темпе, при повторениях темп все время ускоряется. Темп задается педагогом игрой на кастаньетах или ложках (ладошки).
4 Оздоровительные и фонопедические упражнения
Фонопедические упражнения проводятся для укрепления еще не окрепших голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно – глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, то есть связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого.
“ Капризка “
- Я не буду убирать!
Я не буду кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!
Затем дети сначала кричат: “ А – а – а!”, затем “У –у-у!”, потом: “ И – и-и!”
5 Пальчиковые игры
Исследователи давно установили прямую связь между движениями пальцев рук и произнесением слов. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно – ассоциативное мышление.
“ Кот сибирский”
Исходное положение: руки перед собой, согнуты в локтях, ладони раскрыты
cмотрят вниз.
- Кот сибирский, кот – царапка, (сжать в кулачок правую, затем левую руку)
Учит деток танцевать. (одновременно сжимать и разжимать кулачки – ладони
раскрыты пальчики в стороны)
Ну- ка, детки по команде (поднять правую руку, согнутую в локте, затем левую
руку, согнутую в локте)
Раз,два,три,четыре,пять. (одновременно сжимать и разжимать кулачки)
Незаметно, грациозно (как бы” почесывая”за ушком, правой, затем левой
рукой)
Нужно лапки поднимать.
Левой, правой, левой, правой (взмах левой ладошкой, взмах правой ладошкой)
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопки в ладоши)
Проблемы певческого воспитания в детских сада.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время значительная часть детей приходит в школу из детских садов практически непоющей. Это следует понимать так:дети не научены голосообразованию, в результате чего поют в основном в разговорной манере, в небольшом диапазоне, фальшиво и напряженно, не показывают необходимые навыки слухо – вокальной координации, артикуляции, дикции, кантилены и т. д.
Особенно плохо обстоят дела с пением мальчиков. Во многих детских садах музыкальные руководители относятся к мальчикам, как заведомо не поющему контингенту, часто даже не подозревая о том, что эти так называемые “ гудошники” при правильном обучении показывают и прекрасные голоса, и хороший музыкальный слух.
Между тем именно в детских садах на музыкальных занятиях, в которых пение занимает до 50 – 70 %, а само обучение длится 3 – 4 года, дети к 7 годам, т. е. к первому классу школы, могут и должны быть научены достаточно грамотно и красиво петь!
Источники: “ Вокально – хоровая работа в детском саду” М. Ю. Картушина.
“ Музыкальная палитра” - журнал под редакцией А. И. Бурениной.
Личный опыт работы.