Нина Александровна Волкова
Картотека «Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет «Зелёная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Зелёная страна».
Задачи. Расширять знания детей о весенних изменениях в природе. Закреплять представления детей о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать наблюдательность, любознательность, внимание. Воспитывать бережное отношение детей к растениям.
Исследование.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.
Я люблю побродить
По Зелёной стране.
Публикация «Картотека „Познавательные прогулки с детьми 5–7 лет „Зелёная страна“» размещена в разделах
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берёт.
В той стране – благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чём тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с Зелёной страной
Навсегда подружись.
Е. В. Серова
— Дети, как вы думаете, где эта удивительная Зелёная страна?
— В путешествие приглашаю, Зелёную страну отыскать предлагаю.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Педагог благодарить тех детей, кто замечает зелёные растения. Педагог подводит детей к участку на территории детского сада, где много растений. Ждёт, когда дети придут к выводу, что это Зелёная страна.
— Дети, я согласна с вами, что Зелёная страна – это страна Растений. Вспомним правила поведения в стране Растений.
Педагог обобщает ответы детей.
Правила поведения в стране Растений:
мир растений не загрязняем, мусор не бросаем;
растение оберегаем, ничего не рвём и не ломаем;
растения опасными бывают, незнакомые растения не задеваем.
— Дети, расскажите мне, пожалуйста, какие растения растут в нашей Зелёной стране.
Педагог напоминает детям названия деревьев, кустарников, травянистых растений, растущих на участке.
— Дети, по вашему мнению, почему страну Растений поэтесса назвала Зелёной страной?
— Все растения в мае зеленеют. Из земли выросла зелёная травка, на деревьях и кустарниках появились зелёные листочки. В мае зелень яркая, сочная, нарядная. Дети, как вы считаете, почему всё вокруг зазеленело?
— Солнце пригревает, весне помогает. Солнце дарит больше тепла и света, прогрело почву. Дождики землю напитали водой. Вот растения и ожили, нарядились зеленью к празднику, к Дню Победы. Победы добра над злом. Дети, что мы узнали о Зелёной стране?
Вывод. Дети, мы узнали, что Зелёная страна – это страна Растений.
Исследование «Весенняя погода».
(В холодный или прохладный день).
Задачи. Поощрять желание детей наблюдать за погодой. Показать детям связь между ветром и погодой. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Напомнить детям, что здоровье человека зависит от правильно подобранной одежды. Развивать наблюдательность.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь весенним днём. Что вы видите? Что вы чувствуйте? Что вы ощущаете?
Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года?
— Весна. Дети, какая сегодня погода?
— Погода сегодня холодная, пасмурная, ветреная. В холодную погоду о здоровье не забываем, правильно одежду выбираем. Дети, по вашему мнению, как нужно одеваться в холодную погоду?
— В холодную погоду мы надеваем тёплые штаны, куртки, шапки. Дети, а недавно было солнечно, тепло. Как вы думаете, почему весной погода непостоянна, переменчива, то тёплая, то холодная?
— Погода зависит от ветра. Если дуют северные ледяные ветра, принесут они холода. Южные ветра воздух согревают, солнцу помогают., и тогда погода тёплая. Дети, что мы узнали о весенней погоде?
Вывод. Дети, мы узнали, что весенняя погода непостоянна. То тёплая, то холодная.
Наблюдение «Зелёные труженики».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях. Закрепить знания детей о строение растений. Показать детям зависимость всего живого от растений. Развивать познавательный интерес. Воспитывать бережное отношение детей к растениям.
Беседа.
— Дети, в Зелёную страну приглашаю, растения навестить предлагаю. Дети, вспомним правила поведения в стране Растений.
Педагог обобщает ответы детей.
Правила поведения в стране Растений:
мир растений не загрязняем, мусор не бросаем;
растение оберегаем, ничего не рвём и не ломаем;
растения опасными бывают, незнакомые растения не задеваем.
Дети вместе с педагогом идут в страну Растений (участок на территории детского сада, где много растений).
— Дети, вспомним, из каких частей состоит растение?
— Корень, стебель или ствол, листья, Дети, вы помните, для чего растению нужен корень?
— Корень – удерживает растения в почве и всасывает питательные вещества. Дети, напомните мне, пожалуйста, для чего растению стебель или ствол?
– Стебель или ствол дерева проводят воду и питательные вещества от корня к листьям и цветам. Всё части растения выполняют свою работу, трудятся. Но главные труженики – это зелёные листья. Дети, как вы думаете, почему?
— Листочки создают волшебные вещества. Листья улавливают солнечную энергию, соединяют её с водой и газом и получают волшебные вещества. Волшебные вещества содержат в себе энергию солнца и силу матушки – Земли. Волшебные вещества питают растения. Травоядные животные едят траву и получают волшебные вещества от травы. Хищники едят травоядных животных, и волшебные вещества переходит к ним. Человек питается растительной пищей. Благодаря этому он тоже получает волшебные вещества. Эти волшебные вещества – основа жизни всего живого.
— Зелёные труженики, листочки поглощают вредные газы и создают животворный газ – кислород. Кислород – это полезный газ, которым дышит всё живое. Зелёные труженики дарят нам жизнь. Дети, на каких растениях больше всего листьев?
— Деревья, это фабрики по созданию кислорода. Каждое срубленное дерево уменьшает количество кислорода в воздухе и сокращает наши жизни. Дети, как вы думаете, где человеку легче дышат в лесу или в городе? Почему?
— Дети, что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить тех, кто дарит нам жизнь?
— Добрых великанов дети оберегайте, ветки деревьев не ломайте. Дети, что мы узнали о зелёных тружениках?
Вывод. Дети, мы узнали, что зелёные труженики – это листья растений. Они сохраняют жизнь всему живому: растениям, животным, людям.
Не пилите, люди, тополя
Не губите светлые их кроны.
Их прохладу. Под листвой зелёной
Стонет, плачет, матушка – Земля:
— Не губите, люди, тополя! …
Не пилите, люди, тополя
В них живёт земли душа живая,
Нам уют и радость, создавая.
Тихо шепчет матушка – Земля:
— Не губите, люди, тополя!
Денис Колупаев
Исследование «Черёмуховые холода».
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Исследование.
Если недалеко цветёт черёмуха, педагог приглашает детей навестить черёмуху и полюбоваться цветением.
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре…
С. А. Есенин
— Дети, что такое черёмуха?
— Черёмуха – это растение, дерево или кустарник. Весной на черёмухе распускаются белые душистые соцветия. Черёмуха – удивительное растение. Черёмуха предчувствует похолодание и зацветает. В народе говорят: черёмуха зацвела – жди холода. Во время похолодания вредители черёмухи замирают, цвети растению не мешают. Дети, как вы думаете, у нас наступили черёмуховые холода?
— Погода сегодня холодная. Черёмуха зацвела, холод принесла. Дети, что мы узнали о черёмуховых холодах?
Вывод. Дети, мы узнали, что черёмуховые холода связаны с цветением черёмухи.
Наблюдение «Победа весны».
(8 мая)
Задачи. Расширять знания детей о весенних изменениях в природе. Напомнить детям о значение солнца для растений. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к изменениям в природе родного края. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, весенним днём. Что вы видите? Что вы чувствуете?
Дети делятся своими впечатлениями.
— После зимней спячки долго просыпались растения. Сначала на проталинках выглянули зелёная травка и первые первоцветы. Затем на деревьях и кустарниках появились почки, а затем и листья. Зацвели цветы. Дети, какие цветы цветут в мае?
— Мать-мачеха и одуванчики, тюльпаны и ирисы, и многие другие цветы зацветают в мае. Это праздник победы весны.
— Черёмуха, черёмуха,
Ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего,
Для майского денька.
— А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
— Для праздника,
для праздника!
Для Мая! Для весны!
Е. Благинина
— Дети, что помогает весне победить холод, разбудить растения?
— Солнце пригревает, весне помогает. Холод прогоняет, землю прогревает. Дети, какой праздник празднует наша страна 9 мая?
— День Победы, победы добра над злом, победы добрых людей над злыми.
Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Дмитрий Чибисов
— Дети, всегда с благодарностью вспоминайте тех, кто защищал и защищает нашу Родину, кто победил фашистов.
Наблюдение «Перелётные птицы».
Задачи. Расширять знания детей перелётных птицах. Уточнять представления детей о жизни птиц в весенний период. Поддерживать интерес детей к изменениям в природе родного края. Развивать общую моторику, координацию речи детей с движением.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя. Каких птиц вы видите? Каких птиц вы слышите?
Дети делятся своими впечатлениями.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой.
Алексей Плещеев
— Дети, ласточка – это кто?
— Ласточки – перелётные птицы. В начале мая ласточки возвращаются из тёплых стран на родину. Дети, как вы думаете, почему ласточки только в мае возвращаются на родину?
— Солнце землю прогревает, природа оживает. Насекомые вылетают, мир жужжанием заполняют. Насекомоядные птицы с юга летят, домой спешат. Дети, что вы можете рассказать о ласточках?
Вывод. Ласточки – насекомоядные птицы. Весной ласточки возвращаются из тёплых стран в наши края.
— Дети, за птицами наблюдайте, что заметили, запоминайте.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Поблагодарить тех детей, которые действительно наблюдали за птицами.
Исследование «Солнечный цветок».
Задачи. Расширять знания детей об одуванчике. Формировать представления детей о противоречиях, умение видит отрицательные и положительные качества одуванчика. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение детей к растениям.
Исследование.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик –
Первый молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца,
Маленький портрет!
О. Высотская
— Дети, одуванчик – это что?
— Одуванчик – это цветок. Дети, вы знаете, где растёт этот цветок?
— В путешествие приглашаю, одуванчики найти предлагаю. Дети, правила поведения запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила поведения в стране Растений:
цветы не обижаем, ногами на них не наступаем;
цветы не срываем, растения не убиваем.
Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада в поисках одуванчиков. Беседа проводится там, где растут одуванчики. Педагог контролирует, чтобы дети не топтали и не срывали цветы.
— Дети, как вы думаете, почему одуванчик называют солнечным цветком?
— Цветок одуванчика похож на солнышко. Дети, какие цветки у одуванчика?
— Цветки одуванчика круглые, золотистые, жёлтые, пушистые. Дети, что вы можете рассказать о листьях одуванчика?
— Листья одуванчика зелёные, крупные, резные, собраны в розетку, растут близко к земле. Стебель у одуванчика короткий. Есть тонкие стрелки, которые помогают цветкам подняться к солнцу. В земле у одуванчика длинный стержневой корень. Дети, одуванчик, очень красивый цветок. Дети, а вы знаете, чем ценен одуванчик?
— Одуванчик – лекарственное растение. Из корней и листьев одуванчика готовят лечебные препараты. Одуванчик – медонос. Его навещают пчёлы. Но есть люди, кто не любит этот цветок и борется с ним. Дети, как вы считаете, почему борются с цветком?
— Одуванчик на огородах сорняк, он мешает расти овощам. Огородники выпалывают сорняки. Дети, по вашему мнению, одуванчик хорошее или плохое растение?
— В Природе нет плохих и хороших. Все растения нужны, все растения важны. Если одуванчик вырастет на огороде – его уничтожают. Если одуванчик растёт на полянке – им любуются. Дети, как вы считаете, можно ли одуванчики собирать для букетов?
— Одуванчик – полевой цветок. Полевые цветы в букетах не стоят, а умирают.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы…
Тим Собакин
— Дети, что мы узнали о солнечном цветке?
Вывод. Дети, мы узнали, что солнечный цветок – это одуванчик, красивый, пушистый, жёлтый, полевой цветок.
Творчество «Цветы».
Задачи. Поддерживать интерес детей к цветам. Закреплять способы и приёмы рисования цветными мелками. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Материал к деятельности: цветные мелки, влажные губки.
Рисование.
Цветы нам дарят настроенье,
И пробуждают вдохновенье,
Как символ чистой красоты,
Ведь очень трудно без мечты!
Марк Львовский
— Дети, у меня есть цветные мелки, они тоже источник красоты. Мелкие цветные в руки возьмём, цветы красивые рисовать начнём. Дети, где лучше всего рисовать цветными мелками?
— Я тоже считаю, что асфальт лучше всего подходит для рисования цветными мелками. Дети, напомните мне секреты рисования цветными мелками.
Секреты рисования цветными мелками.
Мел хрупкий, поэтому рисуем легко, не надавливая на мел.
Сначала нарисуем контур рисунка.
Закрашиваем рисунок штриховкой, равномерно не выходя за контур.
Рисуем аккуратно, руки вытираем влажной губкой или салфеткой.
Дети рисуют цветы. Педагог уточняет у каждого ребёнка, какой цветок он рисует. При необходимости даёт советы. Напоминает об аккуратности.
— Очаровательно, дети! Ваши цветы прекрасны!