Получи документы

«Работа концертмейстера в вокально — хоровом классе на примере хоровой миниатюры Ц. А. Кюи «Заря лениво догорает».

Елена Лукиных
«Работа концертмейстера в вокально — хоровом классе на примере хоровой миниатюры Ц. А. Кюи «Заря лениво догорает».

Описание открытого урока

концертмейстера МБОУДО «Константиновская ДМШ»

Лукиных Е. В.

на тему:

«Работа концертмейстера в вокально – хоровом классе

на примере хоровой миниатюры Ц. А. Кюи

«Заря лениво догорает».

КЮИ Цезарь Антонович (1835 – 1918 гг.) – русский композитор, специалист в области фортификации. С 14 лет обучался музыкально – теоретическим дисциплинам, игре на фортепиано и сочинительству у известного композитора и педагога Станислава Манюшко – основоположника польской национальной оперной школы. Немаловажную роль в становлении Кюи как композитора имело творческое общение с композиторами – членами «Могучей кучки». Под впечатлением от общения были написаны первые романсы и оперы («Кавказский пленник» 1857 – 1858 гг. и «Сын мандарина» 1859 г.). С 1864 г. Кюи сотрудничает с газетой «Петербургские ведомости», где проявляется его незаурядное дарование в области музыкальной критики. Музыкальное творчество Ц. А. Кюи достигло рассвета в 60 – 70 годы XIX века. В это время он создает множество опер, в том числе по сюжетам Мопассана, Мериме, Пушкина; оркестровые сюиты, 3 детские оперы, большое количество камерно – инструментальных и вокальных произведений. Скончался Ц. А. Кюи 26 марта 1918 г. В Петрогараде.

Публикация «„Работа концертмейстера в вокально — хоровом классе на примере хоровой миниатюры Ц, А, Кюи „Заря лениво догорает“,» размещена в разделах

НАДСОН Семен Яковлевич родился в 1862 году в Петербурге, умер в 1887 году в Ялте. Воспитывался он в военной гимназии, по окончании Павловского военного училища в Петербурге находился на военной службе (по 1884, затем, выйдя в отставку, служил секретарем редакции журнала «Неделя», последние годы, тяжелобольным, жил на Украине и в Крыму. Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег. В 1878 появилось первое стихотворение — «На заре» в журнале «Свет». Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело» и других. В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А. Н. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки».

У современников Надсон пользовался необыкновенной популярностью как поэт, отразивший настроения русской интеллигенции 1880-х годов. Поэзия Надсона привлекала внимание многих композиторов. В те годы критикой высказывалось мнение, преувеличенное, но характерное, что «со времени Лермонтова русская поэзия не знала такого красивого музыкального стиха». В 1885 вышла первая книга его стихотворений. В 1886 появилось ее второе издание, переработанное и дополненное. За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. На музыку положено более 50 стихотворений Надсона, некоторые неоднократно: «Заря лениво догорает…» (Ц. Кюи, Э. Направник, Н. Спендиаров, Терещенко и др., «Мне снилось вечернее небо…» (А. Аренский, В. Золотарев, С. Ляпунов, П. Чесноков и др., «Над свежей могилой» (С. Блуменфельд, В. Золотарев, С. Рахманинов и др.). На тексты Надсона, кроме названных композиторов, писали романсы Ф. Акименко, М. Анцев, К. Бах, Ф. Блуменфельд, А. Гедике, С. Василенко, Р. Глиэр, А. Гречанинов, Ф. Кенеман, Г. Конюс, В. Ребиков (большой цикл, А. Рубинштейн и многие другие.

Поэзия Семена Яковлевича была не только лирична, но имела гражданский характер: она затрагивала темы общественного долга поэта, родины, революционного подвига, обличения буржуазной действительности.

1. Общая характеристика романса.

Романс «Заря лениво догорает» по жанру – хоровая миниатюра для женского (детского) 2-голосного хора в сопровождении фортепиано.

Диапазон голосов: Soprano – ми бемоль I октавы – фа II октавы;

Alt – до I октавы -- си бемоль I октавы.

Основная тональность As – dur (есть отклонения в Es – dur и Des – dur);

Размер 4/4 на всем протяжении произведения;

Форма 2-частная;

Характер неторопливый;

Метр = 80, но в начале второй половины возможно небольшое ускорение;

Динамика приглушенная от p до mf;

Вокальные трудности : вступление хора после фортепиано, исполнение кантилены,

четкое произношение слов в своей партии, одновременное снятие, исполнение ум. 5 и неподготовленных отклонений в другие тональности;

Аккомпанемент фортепианный, в 1 части покачивающийся за счет поступательно возвратного движения у басов, во 2 части появляется мягкая пульсация на четвертных с восьмушкой, после которой аккомпанемент приобретает функции иллюстрации поэтического образа романса;

Фортепианные трудности: создать невесомый, мягкий, окутывающий звуковой фон, несмотря на большое количество громоздких аккордов в аккомпанементе; дать поддержку голосам при дублировании мелодии; «прозрачно» исполнить иллюстрационный эпизод во 2 части.

Стихотворный текст для романса

Заря лениво догорает

На небе алой полосой;

Село беззвучно засыпает

В сияньи ночи голубой;

И только песня, замирая,

В уснувшем воздухе звучит,

Да ручеек, струей играя,

С журчаньем по лесу бежит.

Какая ночь! Как великаны,

Деревья сонные стоят,

И изумрудные поляны

В глубокой мгле безмолвно спят.

В капризных, странных очертаньях

Несутся тучки в небесах;

Свет с тьмой в роскошных сочетаньях

Лежит на листве и стволах.

С отрадой жадной грудь вдыхает

В себя прохладные струи,

И снова в сердце закипает

Желанье счастья и любви. (1879)

использованы только 2 четверостишия, описывающие идиллию вечерней сельской природы, восхищение живописной картиной заката, романтикой позднего вечера в селе.

2. Методический разбор произведения (подробный с исполнением отдельных эпизодов с вокальной группой).

Произведение начинается с небольшого вступления, фактура которого разложена между партиями левой и правой рук. Партия правой руки двигается по восходящим аккордам, выписанным половинными длительностями, партия левой – покачивающимися мотивами из 3-х восьмых поддерживает гармонию и создает внутреннее движение к началу вокальных партий. Мелодическая фраза вступления имеет свою динамическую кульминацию и динамический спад, во время которого из-за такта вступают оба голоса. Из-за совпадения окончания фортепианной фразы и начала вокальной, вступление голосов получается немного «зависающим» и выписано четвертной длительностью. Такая задержка в начале вокальной фразы компенсируется последующим внутренним движением к своей динамической вершине.

Первая часть романса – период, состоящий из 2 предложений по 2 фразы.

Первое предложение:

Заря лениво догорает на небе алой полосой.

содержит описательный характер стихотворного текста, вводя слушателя в атмосферу спокойствия, уюта и умиротворения. Начинается в As – dur и останавливается в тональности Доминанты Es – dur.

Партия Сопрано в первой фразе содержит мелодию с поступенным восходящим, а во

второй – поступенным нисходящим движением, на множестве репетиций. Фразы разграничиаются восьмой паузой.

Партия Альта имеет волнообразную мелодическую линию, скрепляющую обе фразы

воедино, и небольшие распевы на 2-ю и 4-ю доли такта.

В фортепианном аккомпанементе на фоне баса и мягкой пульсации среднего голоса можно проследить дублирование обоих вокальных партий. По окончанию 1 предложения, фортепианный аккомпанемент не останавливается, а продолжает движение ко 2-му предложению романса.

Второе предложение:

…село беззвучно засыпает в сиянье ночи голубой…

Начинается с Es – dur и заканчивается в родном As – dur.

В Сопрано 1 фраза 2 предложение ритмически и мелодически похожа на 1 фразу 1

предложения, а во 2-й фразе на слове «ночи» появляется интонация тритона, что требует собранности и точного исполнения.

У Альта продолжающееся волнообразное движение из 1-го предложения. Переходит в репетиционное на словах «ночи голубой», подгоняя общее движение голосов к тонике (As – dur).

У фортепианной партии волнообразно – синкопированное движение переходит во встречное движение баса и паровой руки, сходясь на тонической гармонии с небольшим закругленным оборотом в среднем голосе.

Вторая часть романса так же представляет собой период из 2-х предложений по 2 фразы. Во второй части появляются два образа, привлекающих к себе внимание продолжением действия: «песня» и «лесной ручеек», что обуславливает некоторую подвижность и отклонение в другую тональность.

Первое предложение 2-й части начинается с фразы:

… и только песня, замирая…

сразу начинается с отклонения в Des – dur и появления «соль – бемоля» и быстрым восхождением партии Сопрано к фа II октавы. Отклонение не подготовлено фортепианным аккомпанементом, поэтому представляет определенную сложность. Вокалисты Сопрановой партии вступают чуть позже Альтов, и им надо не только необходимо представить эту мелодическую линию, но и спеть на хорошем дыхании, так как после начального p, композитор предусматривает небольшое динамическое развитие к верхней фа.

Серьезная сложность и у Альтовой партии: они вступают первые, поэтому им необходимо успеть услышать и самостоятельно вступить, точно исполняя мотив:

«ми бемоль – ми бемоль – фа – соль бемоль» на словах … и только песня…

Кроме того, мелодия альтовой партии перестает быть поддерживающей и приобретает самостоятельную мелодическую законнченность в обеих фразах 2 части романса.

Вокальные партии вступают поочередно, на подобии полифонической стретты.

Фортепианная партия только дублирует обе вокальные партии и поддерживает гармонически.

Вторая фраза:

… в уснувшем воздухе звучит…

начинается так же у Альтовой партии и таким же неподготовленным движением мотиву с хроматизмом: «ре бемоль – ре бемоль – ми бемоль фа бемоль», хотя тональный план возвращает родной As-dur.

Партия Сопрано так же имеет неудобные мотив «соль – соль – си бемоль – до – соль» на словах «звучит в уснувшем», где «си бемоль» неподготовленный может прозвучать близко к «ля».

В обеих фразах предусмотрено динамическое развитие, но композитор предоставил право самим музыкантам выбирать уровень звучания на вершинах фраз, поэтому главная задача вокалистов и аккомпаниатора – не выбиться за рамки общего характера произведения.

Второе предложение 2-й части:

… да ручеек, струей играя, с журчаньем по лесу бежит.

необходимо рассматривать, не разделяя на фразы.

Партия Сопрано начинает второе предложение теперь раньше Альтов, так же из-за такта

в родном As – dur, практически повторяя мелодическую линию из начала произведения, но уже не имея многочисленных репетиций и после обычной восьмой паузы заканчивает партию, с небольшой остановкой на «ми бекаре», и с возвращением и окончанием не «ми бемоле» - V ступени лада.

Альтовая партия начинает свое движение теперь чуть позже Сопрано, возвращаясь к

волнообразному движению голоса, после распева на слове «играя», останавливается на «ре бекаре», соответствующем двойной Доминанте, после репетиции на нем, переходит к репетиции на «ре бемоле» - обычной Доминанты с последующим разрешением в терцовый тон лада – ноту «до».

Фортепианная же партия теперь из поддерживаюшей превращается в

иллюстративную. Фактура изобилует трелями и конфигурациями из 64-х длительностей, которая мало того, что сложна технически, но и продолжает оставаться музыкальным фоном по отношению к вокальным партиям и исполняется на динамике p. Кадансовый оборот содержит гармонию двойной Доминанты с задержанием, переходит в септ-аккорд II ступени с пониженной V ступенью на Доминанте в басу, через Доминантовый нон-аккорд, в обычный Доминантовый септ-аккорд с последующим разрешением в тоническую гармонию.

На фоне хроматизмов в вокальных партиях, их постепенном диминуэндо и целых длительностях в окончании. Фортепианных аккомпанемент должен быть совершенно невесомым и почти «растаять» к концу. Снятия у всех партий одновременные.

3. Исполнение романса целиком совместно с вокальным ансамблем.

Публикации по теме:

«Мы играем и поем» Открытое занятие по вокально-хоровому кружку. «Мы играем и поем»[/b] Конспект открытого итогового занятия вокально-хорового кружка, первый год обучения. Цель: Научиться.

Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель»Фотоотчет вокально-эстрадной студии «Музыкальная капель» В этом году в Доме творчества открылась новая вокально-эстрадная студия «Музыкальная капель» под руководством педагога Елены Анатольевны.

Конспект логопедического урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом» Конспект урока во 2 классе «Работа с деформированным текстом - Домик для птицы» Задачи: • Учить определять границы в предложении, очередность.

Конспект Открытого занятия вокально-хорового кружка «Весёлые нотки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №15» Конспект Открытого занятия.

Поучительные миниатюры. Как дети стали друзьями. Действующие лица: Взрослые- мама и бабушка. Дети: Мальчики -Саша, Ваня,Толя Девочка- Нина. Сцена 1 (Дети играют во дворе,выходит Ваня,.

Самоанализ занятия вокально-хорового кружка «Весёлые нотки» в подготовительной группе Самоанализ Занятие вокально – хорового кружка «Весёлые нотки» в подготовительной группе. Дата проведения: 08.12.2016г. Музыкальный руководитель:.

Стенгазета «Новогодний калейдоскоп!» Коллективная работа в первом классеСтенгазета «Новогодний калейдоскоп!» Коллективная работа в первом классе Новый год – это праздник, от которого дети ждут волшебства и чуда, подарков от Деда Мороза; это запах апельсинов; это украшение елки; положительные.

Тема открытого урока «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини»Тема открытого урока «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини» Тема урока: «Работа над техникой в средних классах на примере этюда А. Бертини» Используемое оборудование: инструмент – фортепиано. Цель.

Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт. Работа с лексикой» Урок английского языка в 7 классе по теме «Спорт» (работа с лексикой) УМК: М. З. Биболетова Место урока в учебном плане: Lesson 2, Unite.

Сценарий новогоднего праздника в детской вокально-хоровой студииСценарий новогоднего праздника в детской вокально-хоровой студии Предлагаю Вашему вниманию мероприятие народной детской хоровой студии «РОВЕСНИК», куда вот уже более 6 лет ходят мои дети: дочь Катерина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Работа концертмейстера в вокально — хоровом классе на примере хоровой миниатюры Ц. А. Кюи «Заря лениво догорает».
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 00:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД