Лучший педагог года

Работа с родителями будущих первоклассников

Ирина Соколова
Работа с родителями будущих первоклассников

«Организация работы с родителями будущих первоклассников в ДОУ»

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова, по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки. Поэтому многое зависит от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье.

Публикация «Работа с родителями будущих первоклассников» размещена в разделах

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, ФГС, изменилась структура школы. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Таким образом, проблема готовности ребенка к школьному обучению остается актуальной.

Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу.

Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок методистов-новаторов, существует возможность выбора обучения ребенка по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.

В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности к обучению в школе в зависимости от того, посещали они детский сад, группу кратковременного пребывания или воспитывались дома.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить ребенка читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.

Однако, этого вовсе недостаточно. Задача детского сада, педагогов групп кратковременного пребывания, заключается в том, чтобы подготовить к обучению в школе не только детей, но и их родителей. Важно донести до родителей будущих первоклассников не только теоретические аспекты подготовки ребенка к поступлению в 1 класс, но и постараться подготовить их на практике. Для этого используются различные формы организации работы с родителями. Целесообразно начать с анкетирования родителей «Моё представление о школьной жизни ребенка», которое поможет педагогу проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

Примерная анкета.

1. Что для Вас означает выражение «Уметь учиться в школе»

2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? Если да, то в чем она проявляется?

3. Когда ребенок пойдет в школу, Вы: усилите требовательность и контроль, возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите своё участие.

4. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? Почему Вы так считаете?

5. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у вас интерес?

С целью правильной организации работы с родителями по вопросам предшкольной подготовки, уместно провести опросы родителей с целью выявления их мнения о социальной компетентности ребенка, анализа их опыта по использованию игр в семейном воспитании. Хорошей основой для организации работы с родителями является «Опрос об эмоциональной стороне отношений с ребенком» разработанный Е. И. Захаровой, доцентом кафедры возрастной психологии МГУ, кандидата психологических наук.

Для изучения переживания взрослыми встречи ребенка со школой можно предложить родителям рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе», принести свои рисунки на запланированную встречу с педагогами, психологом, учителями. Рисунок – это всегда возможность для самовыражения, иногда неожиданного для самого себя. Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания, реже – каким не хотят (опасения). Порассуждать вместе с родителями над такими рисунками очень интересно. Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие». Пусть сами авторы решают, какими являются их ожидания: избыточными, умеренными или реалистичными.

Для результативности работы с родителями в рамках предшкольной подготовки помимо традиционных форм работы используются нетрадиционные.

Примерная тематика встреч с родителями будущих первоклассников :

1. Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли школьника.

2. О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника

3. О пользе игры для социального взросления ребенка

4. Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком

5. Игры в семье на познавательные темы

6. Как обогащать чувственный опыт ребенка

7. Домашняя подготовка к школе в играх

8. Воспитательный потенциал книги и приобретение книг для детской домашней библиотеки.

9. Свободное время семьи для художественного творчества.

10. Как воспитывать у ребенка критичное выборочное отношение к телевизионным передачам.

Популярностью у родителей пользуются различные практикумы, тренинги, дискуссии.

«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника»

(практикум)

Цель: обсуждение точек зрения родителей и педагогов на роль семьи в период предшкольной подготовки.

Игровое упражнение «Мой образ ребенка – первоклассника». Родителям предлагается выбрать из набора игрушек: Чипполино, Буратино, Карлсон, Красная Шапочка, разные домашние и дикие животные. В объяснении своего выбора выделить черты, присущие данному персонажу, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев родителей вопрос : от кого или от чего зависит нормальное эмоциональное самочуствие в семье накануне школы?

Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение». Ведущий по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня предложение «хорошо учиться в школе» означает…». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения. Начало предложения можно менять в зависимости от цели.

Ролевое проигрывание проблемных задач.

Предлагаются проблемные задачи (из книги Волков Б. С., Волкова Н. В. Задачи и упражнения по детской психологии).

«Полезные игры»

(практикум)

Педагог играет с родителями в игры, в которые рекомендует играть с детьми в рамках подготовки к школе.

«Отгадай название сказки»

«Назови сказочного героя с необычным внешним видом»

«Узнай сказочного героя по мимике и жестам»

«Изобразим сказку символом»

«Волшебная палочка феи Словарины» (был домом, стал маленьким домиком, стал большим домищем)

«Скажи наоборот»

«Кто где живет»

«Что лишнее»

«О методах воздействия на ребенка в семье» (практикум)

Родители берут карточки, на каждой из которых приведен один из методов воздействия. Родители читают текст и приводят примеры, иллюстрирующие указанный метод, оценивают его как положительный или отрицательный.

Методы воздействия на поведение ребенка.

Приказание, распоряжение, команда, угроза, нотация, советы, логическая аргументация, наставление.

Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка.

Негативная оценка, осуждение, наклеивание ярлыков, высмеивание, похвала, позитивная оценка личности.

Методы воздействия, отвлекающие внимание ребенка от проблемы.

Утешение, успокаивание, отвлечение, переключение внимания.

Упражнение «Найди нужное».

Цель: заменить негативную фразу на позитивную.

• У тебя никогда ничего не получается

• Твое мнение никого не интересует

• Не твоего ума дело

И другие подобные фразы

Тематические выставки литературы для родителей будущих первоклассников.

Постоянно действующий стенд, где выставляется литература, которую родители берут на время домой для изучения. Согласитесь, не каждый родитель будет искать специальную литературу, а вот «готовую» берут практически все. В результате польза как родителям, детям, так и воспитателям.

Познавательные викторины для детей и взрослых.

«Знатоки природы»

«Веселое азбуковедение»

«Все на свете посчитаем» и другие.

Цели викторин: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей.

В преддверии школьной жизни ребенка, на первом месте по значимости стоит роль семьи, ведь процесс проживания ребенком взросления, перехода на другой, школьный этап жизни, можно сказать, вплетен в опыт его эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных отношений, компетентностью родителей. Вот почему важная функция дошкольного учреждения – быть центром, интегрирующим интересы, ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.

Публикации по теме:

Буклет «Скоро в школу» Буклет "Скоро в школу" содержит игровые приемы для использования взрослых (родителей, педагогов)в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Посещение семей. Составила:воспитатель Эргеева Г. Д. г. Ефремов, Тульская обл. МБДОУ «Детский сад № 9 компенсирующего вида» Примерная схема записи посещения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с родителями будущих первоклассников
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 19:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД