Анастасия Усова
Работа с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
В наше сложное время, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости, агрессии жестокого мира. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. В данное время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены понятия о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом и Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям и живой природе. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Публикация «Работа с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей по патриотическому воспитанию детей опирается на актуальность данного вопроса. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования – «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2016 годы», Указе Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится об обеспечении исторической преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании патриотов. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить отечеству. Детей надо воспитывать полноправными гражданами, сделать их активными участниками жизни страны, заботливо и внимательно относящимися к окружающим людям.
Работа по воспитанию у дошкольников патриотических чувств более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.
Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого и своим историческим корням. Тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение их в педагогический процесс, обеспечение родителей необходимой педагогической информацией.
В работе с родителями использую разнообразные формы: - Проведение (групповых, индивидуальных) собраний; - Беседы с родителями; - Круглый стол с родителями; - Тематические консультации; - Конференции с родителями; - Совместные досуги, праздники; - Походы, экскурсии; - Диспуты, информационные листы, газеты - Анкетирование, тестирование; - Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; - Организация «уголков для родителей»; - Оформление витрин (фотомонтажей, выставок; - Дни открытых дверей.
Немаловажное значение имеют и семейные экскурсии по району, городу, так называемые «маршруты выходного дня», посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города, а так же семейные путешествия по стране во время отпуска.
Итоги таких поездок и экскурсий можно отразить в фотовыставках и семейных рисунках: «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Где моя мама трудится».
В настоящее время наблюдается большой интерес людей к своей родословной - семейной генеалогии, естественное желание знать прошлое семьи, свои национальные, сословные, профессиональные, религиозные и географические корни, жизненный путь и судьбы членов рода в разных поколениях.
Поэтому совместная семейная деятельность по изготовлению коллажа «Семейное генеалогическое древо», участие в конкурсах «Создание герба, флага, гимна семьи», в фотовыставках «Самые близкие и родные», составление рассказов «История нашей фамилии», «Чем знамениты наши предки» помогают детям в изучении своей родословной и глубже узнать об истории своих семей и близких им людей.
В своей работе большое внимание следует уделять культурному наследию нашего народа. Вместе с родителями знакомить детей с бытом и традициями русского народа, стараясь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Знакомить детей с потешками, загадками, пословицами и поговорками, закличками. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. При помощи родителей знакомить детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, дать детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью. Такие праздники как «Осенины» «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «В русской светелке», «Посиделки у сказочницы», «В гостях у Бабушки – Загадушки», «Сказки у русской печки» проведенные в русском народном стиле, с хороводами и танцами, любовно воспевающими травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества. Полученные знания дети могут использовать в совместной изобразительной деятельности с родителями - выставке поделок «Богатыри – защитники русской земли», создание мини-музея «Игрушки наших прабабушек», выставке поделок декоративно-прикладного искусства «Мы матрешки – маленькие крошки», «Чудесные цветочки – лепесточки».
Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Папы воспитанников могут поделилиться своими воспоминаниями о службе в рядах Вооруженных силах России, принимать активное участие в совместных спортивных праздниках, например, «Чтобы Родине служить, надо сильным, ловким быть!», развлечении «Армейская карусель», предоставить фотографии для организации выставок «Лучше папы друга нет» и «Мой папа в Армии служил».
Важна организация встреч с ветеранами войны и труда 9 мая в День Победы в Великой Отечественной Войне под названием «Этот день мы приближали, как могли». Большой интерес вызывают у ребят рассказы ветеранов тыла о жизни и городе во время войны, о том вкладе в дело победы, который внесли наши земляки. Дети могут заранее вместе с родителями оформили выставку – поздравление «Никто не забыт!».
На родительских собраниях отмечайте благодарственными письмами активных родителей. Такое внимание воспринимается родителями как высокая, дорогая награда за сотрудничество и творчество.
Пропаганда педагогических знаний должна активно вестись через родительские уголки и папки-передвижки, где помещаются консультативные материалы. Родители здесь могут получить всю интересующую их информацию. Например, рубрики: «Спрашивали — отвечаем», «Это интересно знать», «От всей души». Папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения». Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»
Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми рациональны: родители становятся единомышленниками в воспитании юного гражданина, прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов, обращаются за помощью, активны во всех начинаниях, а дети все более раскрываются перед педагогами.
В результате вовлечения родителей в совместную деятельность с детьми, они меняют своё отношение к национальным и общечеловеческим ценностям. У них появляется интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных сословных, профессиональных корней. Родители, вместе с детьми, обогащают и расширяют свои знания о родном городе, о природе, о традициях русского народа, о жизни людей в старину.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.