Эльвира Костюкова
Работа с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Не достаточно много знать, надо уметь так сказать, чтобы тебя услышали. А педагог, как профессионал, отличается тем, что ему как раз дано предугадать, как его слово отзовётся в сознании, поведении других.
На определённом этапе жизненного пути ребёнок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребёнка – ему на благо.
Публикация «Работа с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчинённую единой цели – созданию единого образовательно-оздоровительного пространства детский сад-семья. При этом решаются следующие, выделенные нами задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
• приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Для их решения на начало каждого учебного года составляется перспективный план. В каждой возрастной группе проходят собрания, на которых родителей знакомят с задачами воспитания и обучения детей на данный год. Пропаганда педагогических знаний ведётся через систему наглядной агитации. В группах (раздевалках) оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и психологом МДОУ.
В каждой группе воспитатели ежедневно оформляют информационные стенды для родителей : «Чем мы занимались», «Учим этому детей», «Часы семейного досуга».
В течение года заведующей, медсестрой, логопедом, психологом, инструктором по физкультуре проводятся индивидуальные консультации с родителями. Во всех группах в мае для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы с родителями проводится анкетирование. Согласно полученным данным, наиболее популярными являются мероприятия с участием детей и родителей (90%, общие родительские собрания (35%, родительские клубы, конференции(30%).
С большим успехом всегда проходит «День открытых дверей». Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты, пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы им особенно нравится, т. к. позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Целенаправленно ведётся работа с родителями подготовительной к школе группы. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов детского сада с к5аждым из родителей, собрания совместно с учителями начальных классов, готовятся тематические выставки «Как подготовить ребёнка к школе».
В течение года в детском саду организовываются выставки совместного творчества детей и родителей : «Рисуем вместе с мамами», «Вместе с папой», поделки из природного материала «Осенний подарок» и т. п. Родители с удовольствием участвуют в таких формах работы, которые уже становятся традиционными, вызывают огромный интерес ребят и желание мам и пап заниматься со своими детьми творчеством.
В детском саду активно проводятся «Дни здоровья», спортивные мероприятия. В саду появились целые спортивные семьи – на соревнования и физкультурные праздники приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки, тёти, племянники.
У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования в городке, нет достаточно глубокого представления о жизни ребёнка в детском саду. О созданных там условиях воспитания и обучения. В нашем саду создан психологический клуб для родителей «Школа для мам». Проводятся встречи с участием педагога-психолога Якушевой О. И. по темам: «Типы современной семьи, стили воспитания ребёнка», «Эмоциональный мир ребёнка младшего дошкольного возраста». «Любить ребёнка. Как?», «Коррекция детско-родительских отношений». Основная цель встреч – создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях путём формирования положительных установок детско-родительских отношений средствами развития коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению родителей. Такие встречи помогают преодолеть барьер недоверия к дошкольному учреждению, установить психологический контакт с семьёй. В работе психолог использует игровые тренинги, ценность которых заключается в том, что они способствуют раскрепощению родителей.
Традиционные формы работы, как родительские собрания не оправдывают себя. Поэтому, наши педагоги всегда ищут новые формы проведения. В настоящее время, когда большинство семей сталкивается с социально-экономическими трудностями. А многие живут в состоянии постоянного стресса, хронического недовольства жизнью, воспитатели проводят родительские встречи в атмосфере праздника, с целью не только радостного торжества. Но и как средство повышения педагогической культуры наших родителей. Тематику собраний подсказывают родители, обращаясь со своими проблемами к педагогу-психологу и воспитателям. Практика показывает, что ответ, полученный в процессе рассуждения, более значим для родителей, чем готовая информация. Структура родительского собрания включает следующие компоненты:
слово воспитателя (руководителя) ДОУ по теме собрания;
представление семейного опыта;
выступление специалиста (по запросу родителей);
обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
выступления родителей;
открытые просмотры занятия или его части, режимных моментов;
выступления детей;
подведение итогов.
Для повышения коммуникативной компетентности педагогических кадров по работе с родителями проводятся семинары-практикумы, «круглые столы», на которых решаются следующие задачи:
• усвоение психологических знаний;
• развитие способности к рефлексии собственного поведения;
• формирование навыков «активного слушания» и понимания проблем другого (родителя);
• диагностика и коррекция качеств и умений, важных в общении с родителями; снятие барьеров, мешающих продуктивному взаимодействию (упражнения, игры-коммуникации по речи, невербальному поведению в типичных ситуациях общения с членами семей воспитанников, упражнения на управление инициативой общения, на овладение своим самочувствием в общении, на саморегуляцию, моделирование и обыгрывание ситуаций взаимодействия воспитатель – «трудный» родитель, воспитатель - родитель «трудного» ребёнка и др.); изучение и овладение способами эффективного поведения в конфликте с родителями.