РИТА УСАНОВА РАСКИ
Эссе «Рай там, где безоблачное детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Рай там, где безоблачное детство.
Добрых дней, милый Гость странички!
Сегодня хочу поделиться своими мыслями.
___
http://stihi.ru/2010/06/15/3951
Очень хочется, чтобы мы любили своих и чужих детей за то,
что они просто есть!
С сердечностью и добрыми пожеланиями детям, их родителям, бабушкам, дедушкам, всем, кто существует на нашей грешной земле, Р*Р*
___
Я, Рита Раски, многие годы работаю
Публикация «Эссе „Рай там, где безоблачное детство“» размещена в разделах
с самыми прекрасными людьми на свете — маленькими детьми.
Перед глазами, будто кадры из кинофильма, мелькают первые дни педагогической деятельности, родители детей, выпускники.
Проходит время, меняются дети, само общество, философия воспитания.
Неизменной остаётся лишь роль педагога.
В любом времени (в 17 или в 21 веке) -
нужно учить и воспитывать детей.
Новый аспект в проблеме воспитания был открыт русскими философами Серебряного века (золотого века русской мысли).
Бердяев, например (русский философ и мыслитель, полагал, что ядро собственного "Я", находится в уникальности личности:
«У меня никогда не было чувства происхождения от отца и матери, я никогда не ощущал, что родился от родителей. Некоторые друзья, шутя, называли меня врагом рода человеческого» (5, 26)".
На мой взгляд, очень печальное и одинокое размышление.
Ведь всё начинается с детства: с колыбельной, которую поёт мать, с субботнего похода с отцом в музей или на детскую площадку, с первых стихов, с неудачи, с первой любви к мальчику, который сидит с тобой за одной партой и с первого смелого поступка.
Детство похоже на сказку, которую каждый из нас рассказывает по-разному.
Величайший французский писатель и философ эпохи Просвещения – Жан-Жак Руссо, предпочел отдать своих детей на общественное попечение.
Несмотря на этот парадокс, на противоречивость взглядов на многие вещи, он всё же утверждал:
«Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению».
Но как можно с этим не согласиться? Двумя руками «за»! А вы!
Есть такое понятие – «вечные ценности» (то, что дорого человеку во все времена).
Но ведь кроме вечных, есть ещё и какие-то личностные ценности.
Задумалась. А что сегодня ценно для Человека?
Для меня это - мир, любовь, здоровье, семья, дружба, работа любимая, дети, поэзия, знания, да и сотовый телефон, конечно же, и наряды, и деньги).
А вот основой культуры в философической части "Культура и этика" великого гуманиста, лауреата Нобелевской премии -
Альберта Швейцера (1875--1965, явилась не материальная,
а духовная сторона. "Материальные достижения, - пишет он, - это еще не культура; они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества".
Мысленно соглашаюсь с ним. Однако, понимаю, что в современном мире цейтнота, катастроф, наркотиков, СПИДа, -
тяжело нести «крест гуманизма».
Где же найти место, которое согреет и подарит душевный уют?
«Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца»: философствовал Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970).
Кто же услышит детское сердечко? У кого учиться быть счастливым?
Конечно же, у взрослых: у отца, у матери, у них постигать духовные традиции своего народа.
Вернусь к эпохе Просвещения, к Жан Жаку Руссо, к его известным мыслям и изречениям (не буду торопить события, после объясню, зачем делаю это).
Вот они:
«Наши истинные учителя — опыт и чувство "
«Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь».
«Один только урок нравственности годен для детства. и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла».
«Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости».
«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».
«Против всего можно устоять, но не против доброты».
Нельзя не задуматься и не порассуждать над этим. Не правда ли, практика жизни показывает, что регулярный повтор действий, придаёт ребенку уверенность и укрепляет его доверие к нам.
ДобрА мать. и ребёнок сердечен;
при непринуждённом воспитании и тактике, появляется отзывчивость, и открытость детской доверчивой души.
А теперь самое время объяснить, с какой целью я привела немалое количество философских источников и рассуждений Руссо.
Прошло примерно полгода с того дня, как я однажды решила почитать книгу Джона Грея, современного автора, имеющего степень доктора философии Колумбийско - Тихоокеанского университета. Который известен во всем мире, как ведущий специалист в области человеческих взаимоотношений и личностного роста.
Книга 21 века. под названием «Дети с небес».
Читала два дня и две ночи. невозможно было оторваться.
Искусство позитивного воспитания, дух сотрудничества с детьми — вот основная идея книги Джона Грея.
Мне бы хотелось рассмотреть одну из выдержек данной книги из части, которая имеет название «Ритуалы любви»:
Дети - восприимчивы. Они не любят, когда их прерывают. Повторение дает им чувство безопасности. Для детей нужно придумывать специальные ритуалы, подчеркивающие вашу любовь к ним, чтобы они могли почувствовать свою значимость и наладить особую связь с каждым из родителей.
Эти ритуалы не должны занимать много времени, но необходимо, чтобы они повторялись, и чтобы ребенок чувствовал, что они совершаются специально для него (Грей Д. 2004).
Ж. Руссо говорит о пользе упражнений в воспитании детей, о том, что воспитание начинается с рождения, об опыте и необходимости чувства в жизни человека.
Грей развивает эти идеи в позитивных современных методах воспитания.
Считаю, что ритуалы, которые непременно есть в каждой семье — подтверждают изречения философии современности и 17 века.
Меня порадовало, что среди философской противоречивости воспитания Руссо, я всё же нашла созвучность с Греем.
Наблюдая за ритуалами, исполняя их на собственном опыте, хочется отметить, что часто они возникают, непроизвольно, воспитываются, на мой взгляд — автоматически.
Отголосок нашла и в высказываниях Альберта Швейцера: «Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный».
Считаю, что ритуалы, которые есть во многих семьях — необходимы, нужны и целесообразны.
Вот, например, ритуальность моей собственной семьи:
* свободное время проводится 2 раза в неделю - совместно (походы в увеселительные центры, в гости, выезды на природу и т. д.);
* перед сном муж или я читаем сыну книги или просто беседуем;
* каждые 2 недели навещаем бабушку все вместе;
* раз в неделю просматриваем один из фильмов всей семьёй;
* проводим совместный отпуск;
* в силовой зал мои любимые мужчины: сын и муж — ходят вместе;
* посещаем могилы родных людей, ухаживаем за ними всей семьей без исключения;
* уборка в доме совершается по договоренности всем семейством раз в неделю;
* по возможности, готовим каждую неделю всей семьей – ужин;
* встреча Нового года – семейный праздник;
Это - общность, без которой уже и не представляем свою семью.
В памяти особые воспоминания - всю жизнь создают приятные ожидания.
Традиции способствуют семейной уверенности в завтрашнем дне — с детства и на всю жизнь. Многие ритуалы задают ритм жизни мне и моей семье, так же и другим семьям.
Может радости в некоторых меньше, но есть будущее, чувство тепла и сотрудничества,сердечности, понимания и гармонии.
Практические ритуалы использую и при работе с детьми:
* режимные моменты;
* обязательная ежедневная психогимнастика;
* ежедневная добрая мысль миру (например «Мы желаем здоровья всем людям на Земле»);
* приветствие друг друга;
* сказкотерапия;
* ни дня без книжки;
* песенка перед дневным сном;
* арт-терапия;
* прослушание музыки после сна;
* минутки любования и созерцания;
* смехотушки (шутки, веселушки);
* подвижные речевые;
* гимнастика, массаж друг другу после сна;
* ласковое слово о близких.
Ритуал — это установившийся порядок.
Все привычные действия близки детям, поэтому, что поэтому для них они приятны.
А ведь всё приятное для детей - становится любимым.
Каждый ребенок любит свою чашку, свое место за столом, свой шкафчик.
При долго годичном наблюдении за детьми, замечено:
если ребенку мать завязывает шарфик назад,
то только так он его и хочет надевать;
если же что-то изменить, ребенок протестует и остается недовольным.
Очевидно, что у детей при выполнении ритуалов, образуются добрые правила и прочные навыки. Вот, например, некоторые ритуалы, которые совершают родители по отношению к своему ребенку (по данным анкетирования родителей 4-х летних детей, которое мы провели перед развивающими беседами):
* чтение перед сном;
* ребенка в сад приводит постоянно один и тот же родитель;
* дочь и мать вместе пекут пироги;
* поглаживание пяток перед сном;
* поход в детский сад с любимой игрушкой — плюшевым мышонком;
* уборка игрушек под детскую музыку из мультфильмов;
* по утрам из кружки-непроливайки ребенок ежедневно выпивает йогурт;
* перед сном принятие ванны и игры с водой;
* сказка при капризках;
* игры с мячом с папой по выходным;
* рисование и совместная лепка по вечерам;
* посещение гимнастики 2 раза в неделю;
* мытье посуды — помощь маме;
* строительные игры всей семьей;
* каждый вечер беседы о том, как провел день в детском саду;
* перед сном - добрая сказка;
* чистка зубов рядом с любимой куклой;
* совместное собирание пазлов;
* поцелуи и ласковые слова на ночь;
* приветствие с папой кулачками;
* одевание любимого халатика после душа;
* зажигание свечи по вечерам;
* вместе приготовление одежды по утрам.
Считаю, что переживания раннего детства и любовь, которую мы друг другу дарим — это всегда несет позитив и радость.
Жаль, если взрослым бывает трудно вспомнить минуты любви из своего детства, наверное, им этого очень не хватает.
Если в детстве мы чувствуем любовь и заботу родителей, это дает нам силы. Хочется, чтобы всем детям в мире повезло с родителями.
«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем» - мыслил Лев Николаевич Толстой, 1828-1910.
«Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание». (Л. Толстой).
Моя педагогическая философия - воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.
http://www.stihi.ru/2009/05/16/5503
Душа ребенка
Рита Раски
Душа ребёнка.
Что о ней мы знаем?
Частенько малыша
не понимаем,
орем, приказываем,
вешаем ярлык.
Как груб и непонятен -
Взрослого язык.
Давайте к детям -
будем милосердны!
Ведь вовсе не нужны они
в аренду!
Быть может
с ними в добрых сказках
поживем!
Сердечней станем.
Малышей своих -
поймем.
Нам взрослым бывает полезно иногда возвращаться туда, откуда мы родом.
Думаю, что рай не на небесах и даже не у "ног наших отцов и матерей".
Рай там, где осталось наше безоблачное детство.
Рай в наших сердцах, где на всю жизнь поселяется лучик солнышка, который согрел нас людским приветствием и добром в детские годы.
Может быть, поэтому мы и создаем новую семью, чтобы повторить чувство неосознанного счастья, к которому мы так стремимся!
Будьте счастливы и любимы. здесь. и сейчас!
С сердечным теплом, Р*Р*
Используемая литература:
Бердяев Н. А. (2008). Самопознание. Москва: Эксмо.
Дмитренко, С. (2009). Мудрость великих людей. Москва: Олма Медиа Групп.
Руссо, Ж-Ж. (1981). Эмиль, или о воспитании. Москва: Сфера.
Швейцер А. (1982). Культура и этика. Москва: Сфера.
Шопенгауэр А. (2008). Афоризмы человеческой мудрости. Москва: Азбука.