Эссе «Рай там, где безоблачное детство»

РИТА УСАНОВА РАСКИ
Эссе «Рай там, где безоблачное детство»

Рай там, где безоблачное детство.

Эссе «Рай там, где безоблачное детство»

Добрых дней, милый Гость странички!

Сегодня хочу поделиться своими мыслями.

___

Авторские права:

http://stihi.ru/2010/06/15/3951

Очень хочется, чтобы мы любили своих и чужих детей за то,

что они просто есть!

С сердечностью и добрыми пожеланиями детям, их родителям, бабушкам, дедушкам, всем, кто существует на нашей грешной земле, Р*Р*

___

Я, Рита Раски, многие годы работаю

с самыми прекрасными людьми на свете — маленькими детьми.

Перед глазами, будто кадры из кинофильма, мелькают первые дни педагогической деятельности, родители детей, выпускники.

Проходит время, меняются дети, само общество, философия воспитания.

Неизменной остаётся лишь роль педагога.

В любом времени (в 17 или в 21 веке) -

нужно учить и воспитывать детей.

Новый аспект в проблеме воспитания был открыт русскими философами Серебряного века (золотого века русской мысли).

Бердяев, например (русский философ и мыслитель, полагал, что ядро собственного "Я", находится в уникальности личности:

«У меня никогда не было чувства происхождения от отца и матери, я никогда не ощущал, что родился от родителей. Некоторые друзья, шутя, называли меня врагом рода человеческого» (5, 26)".

На мой взгляд, очень печальное и одинокое размышление.

Ведь всё начинается с детства: с колыбельной, которую поёт мать, с субботнего похода с отцом в музей или на детскую площадку, с первых стихов, с неудачи, с первой любви к мальчику, который сидит с тобой за одной партой и с первого смелого поступка.

Детство похоже на сказку, которую каждый из нас рассказывает по-разному.

Величайший французский писатель и философ эпохи Просвещения – Жан-Жак Руссо, предпочел отдать своих детей на общественное попечение.

Несмотря на этот парадокс, на противоречивость взглядов на многие вещи, он всё же утверждал:

«Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению».

Но как можно с этим не согласиться? Двумя руками «за»! А вы!

Есть такое понятие – «вечные ценности» (то, что дорого человеку во все времена).

Но ведь кроме вечных, есть ещё и какие-то личностные ценности.

Задумалась. А что сегодня ценно для Человека?

Для меня это - мир, любовь, здоровье, семья, дружба, работа любимая, дети, поэзия, знания, да и сотовый телефон, конечно же, и наряды, и деньги).

А вот основой культуры в философической части "Культура и этика" великого гуманиста, лауреата Нобелевской премии -

Альберта Швейцера (1875--1965, явилась не материальная,

а духовная сторона. "Материальные достижения, - пишет он, - это еще не культура; они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества".

Мысленно соглашаюсь с ним. Однако, понимаю, что в современном мире цейтнота, катастроф, наркотиков, СПИДа, -

тяжело нести «крест гуманизма».

Где же найти место, которое согреет и подарит душевный уют?

«Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца»: философствовал Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970).

Кто же услышит детское сердечко? У кого учиться быть счастливым?

Конечно же, у взрослых: у отца, у матери, у них постигать духовные традиции своего народа.

Вернусь к эпохе Просвещения, к Жан Жаку Руссо, к его известным мыслям и изречениям (не буду торопить события, после объясню, зачем делаю это).

Вот они:

«Наши истинные учителя — опыт и чувство "

«Свобода человека состоит не в том, чтобы делать что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь».

«Один только урок нравственности годен для детства. и в высшей степени важен для всякого возраста — это не делать никому зла».

«Царство женщины — это царство нежности, тонкости и терпимости».

«Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях».

«Против всего можно устоять, но не против доброты».

Нельзя не задуматься и не порассуждать над этим. Не правда ли, практика жизни показывает, что регулярный повтор действий, придаёт ребенку уверенность и укрепляет его доверие к нам.

ДобрА мать. и ребёнок сердечен;

при непринуждённом воспитании и тактике, появляется отзывчивость, и открытость детской доверчивой души.

А теперь самое время объяснить, с какой целью я привела немалое количество философских источников и рассуждений Руссо.

Прошло примерно полгода с того дня, как я однажды решила почитать книгу Джона Грея, современного автора, имеющего степень доктора философии Колумбийско - Тихоокеанского университета. Который известен во всем мире, как ведущий специалист в области человеческих взаимоотношений и личностного роста.

Книга 21 века. под названием «Дети с небес».

Читала два дня и две ночи. невозможно было оторваться.

Искусство позитивного воспитания, дух сотрудничества с детьми — вот основная идея книги Джона Грея.

Мне бы хотелось рассмотреть одну из выдержек данной книги из части, которая имеет название «Ритуалы любви»:

Дети - восприимчивы. Они не любят, когда их прерывают. Повторение дает им чувство безопасности. Для детей нужно придумывать специальные ритуалы, подчеркивающие вашу любовь к ним, чтобы они могли почувствовать свою значимость и наладить особую связь с каждым из родителей.

Эти ритуалы не должны занимать много времени, но необходимо, чтобы они повторялись, и чтобы ребенок чувствовал, что они совершаются специально для него (Грей Д. 2004).

Ж. Руссо говорит о пользе упражнений в воспитании детей, о том, что воспитание начинается с рождения, об опыте и необходимости чувства в жизни человека.

Грей развивает эти идеи в позитивных современных методах воспитания.

Считаю, что ритуалы, которые непременно есть в каждой семье — подтверждают изречения философии современности и 17 века.

Меня порадовало, что среди философской противоречивости воспитания Руссо, я всё же нашла созвучность с Греем.

Наблюдая за ритуалами, исполняя их на собственном опыте, хочется отметить, что часто они возникают, непроизвольно, воспитываются, на мой взгляд — автоматически.

Отголосок нашла и в высказываниях Альберта Швейцера: «Личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный».

Считаю, что ритуалы, которые есть во многих семьях — необходимы, нужны и целесообразны.

Вот, например, ритуальность моей собственной семьи:

* свободное время проводится 2 раза в неделю - совместно (походы в увеселительные центры, в гости, выезды на природу и т. д.);

* перед сном муж или я читаем сыну книги или просто беседуем;

* каждые 2 недели навещаем бабушку все вместе;

* раз в неделю просматриваем один из фильмов всей семьёй;

* проводим совместный отпуск;

* в силовой зал мои любимые мужчины: сын и муж — ходят вместе;

* посещаем могилы родных людей, ухаживаем за ними всей семьей без исключения;

* уборка в доме совершается по договоренности всем семейством раз в неделю;

* по возможности, готовим каждую неделю всей семьей – ужин;

* встреча Нового года – семейный праздник;

Это - общность, без которой уже и не представляем свою семью.

В памяти особые воспоминания - всю жизнь создают приятные ожидания.

Традиции способствуют семейной уверенности в завтрашнем дне — с детства и на всю жизнь. Многие ритуалы задают ритм жизни мне и моей семье, так же и другим семьям.

Может радости в некоторых меньше, но есть будущее, чувство тепла и сотрудничества,сердечности, понимания и гармонии.

Практические ритуалы использую и при работе с детьми:

* режимные моменты;

* обязательная ежедневная психогимнастика;

* ежедневная добрая мысль миру (например «Мы желаем здоровья всем людям на Земле»);

* приветствие друг друга;

* сказкотерапия;

* ни дня без книжки;

* песенка перед дневным сном;

* арт-терапия;

* прослушание музыки после сна;

* минутки любования и созерцания;

* смехотушки (шутки, веселушки);

* подвижные речевые;

* гимнастика, массаж друг другу после сна;

* ласковое слово о близких.

Ритуал — это установившийся порядок.

Все привычные действия близки детям, поэтому, что поэтому для них они приятны.

А ведь всё приятное для детей - становится любимым.

Каждый ребенок любит свою чашку, свое место за столом, свой шкафчик.

При долго годичном наблюдении за детьми, замечено:

если ребенку мать завязывает шарфик назад,

то только так он его и хочет надевать;

если же что-то изменить, ребенок протестует и остается недовольным.

Очевидно, что у детей при выполнении ритуалов, образуются добрые правила и прочные навыки. Вот, например, некоторые ритуалы, которые совершают родители по отношению к своему ребенку (по данным анкетирования родителей 4-х летних детей, которое мы провели перед развивающими беседами):

* чтение перед сном;

* ребенка в сад приводит постоянно один и тот же родитель;

* дочь и мать вместе пекут пироги;

* поглаживание пяток перед сном;

* поход в детский сад с любимой игрушкой — плюшевым мышонком;

* уборка игрушек под детскую музыку из мультфильмов;

* по утрам из кружки-непроливайки ребенок ежедневно выпивает йогурт;

* перед сном принятие ванны и игры с водой;

* сказка при капризках;

* игры с мячом с папой по выходным;

* рисование и совместная лепка по вечерам;

* посещение гимнастики 2 раза в неделю;

* мытье посуды — помощь маме;

* строительные игры всей семьей;

* каждый вечер беседы о том, как провел день в детском саду;

* перед сном - добрая сказка;

* чистка зубов рядом с любимой куклой;

* совместное собирание пазлов;

* поцелуи и ласковые слова на ночь;

* приветствие с папой кулачками;

* одевание любимого халатика после душа;

* зажигание свечи по вечерам;

* вместе приготовление одежды по утрам.

Считаю, что переживания раннего детства и любовь, которую мы друг другу дарим — это всегда несет позитив и радость.

Жаль, если взрослым бывает трудно вспомнить минуты любви из своего детства, наверное, им этого очень не хватает.

Если в детстве мы чувствуем любовь и заботу родителей, это дает нам силы. Хочется, чтобы всем детям в мире повезло с родителями.

«Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем» - мыслил Лев Николаевич Толстой, 1828-1910.

«Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание». (Л. Толстой).

Моя педагогическая философия - воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных и добрых людей.

http://www.stihi.ru/2009/05/16/5503

Душа ребенка

Рита Раски

Душа ребёнка.

Что о ней мы знаем?

Частенько малыша

не понимаем,

орем, приказываем,

вешаем ярлык.

Как груб и непонятен -

Взрослого язык.

Давайте к детям -

будем милосердны!

Ведь вовсе не нужны они

в аренду!

Быть может

с ними в добрых сказках

поживем!

Сердечней станем.

Малышей своих -

поймем.

Нам взрослым бывает полезно иногда возвращаться туда, откуда мы родом.

Думаю, что рай не на небесах и даже не у "ног наших отцов и матерей".

Рай там, где осталось наше безоблачное детство.

Рай в наших сердцах, где на всю жизнь поселяется лучик солнышка, который согрел нас людским приветствием и добром в детские годы.

Может быть, поэтому мы и создаем новую семью, чтобы повторить чувство неосознанного счастья, к которому мы так стремимся!

Будьте счастливы и любимы. здесь. и сейчас!

С сердечным теплом, Р*Р*

Используемая литература:

Бердяев Н. А. (2008). Самопознание. Москва: Эксмо.

Дмитренко, С. (2009). Мудрость великих людей. Москва: Олма Медиа Групп.

Руссо, Ж-Ж. (1981). Эмиль, или о воспитании. Москва: Сфера.

Швейцер А. (1982). Культура и этика. Москва: Сфера.

Шопенгауэр А. (2008). Афоризмы человеческой мудрости. Москва: Азбука.

Публикации по теме:

Пасхальные работы с детьми 5–7 летПасхальные работы с детьми 5–7 лет Доброй весны, милый Гость странички!Пусть весеннее солнышко подарит радость, а время дождей будет раздумьем и подготовкой к светлому в.

«Весна и Пасха в нашей группе». Оформление детского сада«Весна и Пасха в нашей группе». Оформление детского сада Доброго апреля, милый Гость странички! С весной, с пробуждением природы! Пусть радостные минуты жизни, творчество и удача - будут с Тобой.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Рай там, где безоблачное детство»
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 22:12
+398Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 349.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. День муравьев на МААМ

Самым большим труженикам из мира насекомых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о муравьях и увлечь их интересным...

17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...


Горячие темочки