Елена Раскаткина
Ранняя коррекционная работа по развитию творческой речевой деятельности детей, имеющих психо-физические отклонения в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение творческому рассказыванию детей с ОНР в основном начинается на 2-ом году обучения. Однако, большинство детей оказываются не готовыми к овладению данным видом рассказывания. Это проявляется не только в трудностях лексико-грамматического оформления речи, но, чаще всего, в сомом понимании сути задания. Нередко составление рассказа на тему подменяется пересказом знакомого текста; последовательное развертывание событий становится невозможным из-за трудностей в определении замысла и в построении четкой сюжетной линии; эмоциональная незрелость проявляется в неумении передать свое отношение к объекту с помощью выразительных средств языка. Дети с ОНР испытывают трудности в подборе эпитетов, при пересказе сказок упускают причинно-следственные связи; особые трудности возникают при пересказе от другого лица (героя сказки). Качественное отличие (содержание и речевое оформление) рассказов детей с ОНР от рассказов нормально развивающихся сверстников указывает на необходимость ранней коррекционной работы по их подготовке к овладению данным видом рассказывания. Хочу остановиться на методике д/с №1715 компенсирующего вида г. Москвы. Занятия разработаны на основе сюжета книги Н. Носова о Незнайке. Сюжет книги и ее герои позволяют детям проявлять свои фантазии, выйти за рамки текста. Проведение занятий с элементами творчества возможно уже в младшей группе. Для детей в этом возрасте важно само желание участвовать в общем процессе, делится своими чувствами. В младшей группе развивают индивидуальные речевые возможности ребенка, мимику и жесты, учить создавать новые образы на основе имеющегося опыта и воплощать их (закончить предложение, ответить на вопрос без наглядной опоры и т. д.). Дети в этом возрасте неспособны к более сложным речевым взаимодействиям. Умение ребенка подобрать необходимое слово, перенести его в данный контекст и станет результатом наших занятий. В средней группе с детьми развиваем «чувство слова», знакомим с понятием «рифма», формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать творческое воображение. В старшей группе уже возможны групповая форма работы, побуждение детей к сотрудничеству и творчеству в совместной деятельности. Дети уже способны не только перевоплощаться, но и контролировать собственную речь (появляется возможность говорить от лица героя). Итак, предлагаемая сквозная тематика занятий по развитию творческого рассказывания способствует расширению лексикона ребенка, будит его творческое воображение, формирует языковые способности. Важным в работе с детьми является не только сама коррекция речевых нарушений, но и особый подход к планированию занятий.