Папки-передвижки

Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем (3 фото)

Ольга Размашкина
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем

НОД: рассматривание и составление описательного рассказа по картине И. И. Шишкина «Зима» с использованием карт-схем

в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.

Тема: «Дремлет лес под сказку сна»

Публикация «Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина „Зима“ с использованием карт-схем» размещена в разделах

Цель. Познакомить детей с картиной художника – пейзажиста И. И. Шишкина «Зима». Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на карты-схемы. Развивать устную речь, обогащая ее эмоционально – эстетическими терминами.

Продолжать развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно – образный смысл картины – ее содержание и некоторые средства выразительности.

Воспитывать интерес детей к пейзажной живописи.

Материал. Репродукция картины И. И. Шишкина «Зима», карты-схемы (алгоритм составления рассказов по картинам).

Ход занятия. 1 часть.

1. Вступительная беседа.

Дети свободно располагаются на ковре.

- Ребята, какое сейчас время года? (зима).

- А вы любите зимушку? Чем она вам нравится? (ответы детей).

-Тася приготовила для нас отрывок из стихотворения Ивана Никитина «Встреча зимы».

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

- Вспомните, как мы с вами наблюдали за первым снегом, какой он? (белый, пушистый, воздушный, легкий, невесомый, блестящий, искристый, холодный).

- Снег даже пахнет. Помните чем? (необыкновенной свежестью, чистотой, запахом мороза).

- Ребята, а вы знаете, что художники, композиторы, поэты и писатели тоже любуются этим временем года. Зима раскрывает им свои тайны и они рассказывают нам в своих произведениях о том, что видят, слышат, чувствуют.

Послушайте, как говорит о зиме поэт Петр Андреевич Вяземский в своем стихотворении «Здравствуй, матушка – зима (Чтение стихотворения ребенком).

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

- Как поэт красиво называет зиму, какими словами? («Гостья - зима», «русская - молодка», «раскрасавица - душа», «белоснежная лебедка», «матушка - зима»).

- А вы рады приходу зимы? А хотите отправиться в зимний лес? Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы закроете глаза.

- По щучьему веленью, по моему хотенью, перенесите нас в зимний лес.

Подходим к мольберту, на котором выставлена репродукция И. И. Шишкина «Зима».

- Откройте глаза да осмотритесь кругом, прислушайтесь. Какая тишина, только мороз потрескивает.

- Ребята, эту картину, пейзаж написал великий художник – пейзажист Иван Иванович Шишкин (хоровое и индивидуальное повторение).

Дети рассматривают картину 1-2 минуты.

2. Беседа по содержанию картины.

*Какое время года изобразил Шишкин на этой картине?

(На этой картине изображена зима).

Схема №1- подскажет вам какое время года на картине.

* О чем нам рассказал художник?

(О зиме в лесу, о красоте заснеженного леса).

Схема №2 – «О чем эта картина, о чем рассказал художник

*Расскажите, что вы видите на первом плане – прямо перед нами внизу картины? Что лежит на земле под снегом? (схема №3) .

(Прямо перед нами занесенная снегом поляна. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших старых деревьев. Спрятались под снежными шубками маленькие елочки).

*Что изображено дальше, на втором плане картины? (схема №4)

*Какой же это лес? (большой, дремучий, непроходимый, тихий, суровый, волшебный, сонный).

* Что это за деревья растут в этом лесу? (ели). Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко на верху. Это лесные богатыри.)

*Почему мы не видим верхушек деревьев (потому что стоим очень близко к ним)

(Чуть дальше на втором плане картины мы видим непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной, но мы не видим вершин деревьев, потому что стоим очень близко).

* Какие краски использовал художник для написания картины? (схема № 5)

Посмотрите на цвет снега на поляне. Какой он? (Да, необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона. Этот просвет дает нам возможность увидеть более светлую даль и понять, что вся поляна погружена в тень.)

Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерзло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой.

А видите ли вы живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке; кажется она тоже заснула.

*Какая по настроению эта картина? Шумная, радостная, веселая, громкая, звонкая или грустная, печальная, тихая, не громкая, спокойная? (схема №6)

(Да, картина тихая, спокойная, не громкая).

*Как бы вы назвали эту картину? Придумайте свое название. (схема №7) (Ответы детей)

Физминутка "Снежинки и ветер"

2 часть. Составления рассказов детьми, с опорой на карты-схемы.

- Ну, что согрелись? Сейчас мы с вами поучимся составлять рассказы по картине, но сначала послушайте мой рассказ.

На этой картине изображена зима в еловом лесу. Художник Шишкин рассказал нам о красоте зимнего заснеженного леса, укрытого толстым слоем пушистого снега.

На первом плане картины прямо перед нами мы видим занесенную снегом поляну. Под глубоким снегом лежат огромные стволы упавших деревьев. А между ними под снежными шубками спрятались маленькие елочки.

Чуть дальше, на втором плане картины мы видим дремучий непроходимый еловый лес. Он стоит сплошной стеной. Мы стоим очень близко к огромным елям, поэтому не видим вершин деревьев. Перед нами только огромные толстые стволы, словно великаны.

Художник использовал немного цветовых тонов. Посмотрите на цвет снега на поляне. Он необыкновенный: коричнево – белый, кремовый – это от коричневых стволов деревьев. А там, где глубокие тени, он еще и голубоватый. Только в глубине, в просвете между деревьями, луч солнца осветил запушенные ели, окрасив снег в слегка желтоватые тона.

На одном из деревьев задремала птица. Кажется, все вокруг уснуло беспробудным сном.

Эта картина передает нам ощущение тишины, спокойствие морозного дня, заснеженного уснувшего леса.

Я бы назвала эту картину «Зимнее царство».

- А теперь вспомните все, о чем мы с вами говорили, все красивые слова, которые подбирали, посмотрите на схемы и составьте свой рассказ по картине Ивана Шишкина.

Дети составляют рассказы (5-6 человек).

3 часть.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» (антонимы)

Светлый – темный

Мягкий – твердый

Холодный – горячий

Тонкий – толстый

Зло – добро

Знакомый – чужой

Белый – черный

Прямой – кривой

Рефлексия.

Чем мы с вами сегодня занимались?

Что вам понравилось? В чем были затруднения?

Чей рассказ вам больше всего понравился?

Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем
Фото «Зима»
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина  с использованием карт-схем - фото
Публикации по теме:

Схема для составления дошкольниками описательных рассказов.Схема для составления дошкольниками описательных рассказов. В январе я познакомила вас с конспектом НОД "Составление описательного рассказа о домашних животных с использованием плана-схемы". И только.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассматривание и составление описательного рассказа по картине Шишкина «Зима» с использованием карт-схем
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 10:56
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД