Лучший педагог года

Рассматривание скульптур малой формы «Осетинская девушка и джигит»

Елошвили Бэлла
Рассматривание скульптур малой формы «Осетинская девушка и джигит»

Рассматривание скульптур малой формы

«Осетинская девушка и джигит»

Программное содержание:

Образовательная задача.

Продолжать приобщать детей к изобразительному искусству Северной Осетии, скульптуре малых форм. Рассказать детям, что скульптуру делают скульпторы. Дать понятия из каких материалов может быть выполнена скульптура: глина, камень, дерево, фарфор, стекло, кости, железо. Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя при рассматривании фигуру человека в национальных осетинских костюмах, выделяя средства выразительности: форму, пропорции, цвет, характерные детали, мимика, позы, движения и др.

Публикация «Рассматривание скульптур малой формы „Осетинская девушка и джигит“» размещена в разделах

Развивающая задача.

Расширять словарный запас по теме НОД новыми словами. Совершенствовать умение использовать в речи простые и сложные предложения, отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме. Продолжать формировать культуру речевого общения.

Воспитательная задача.

Воспитывать интерес к искусству родного края. Расширять и уточнять знания детей об особенностях жизни, традициях, культуре осетинского народа. Прививать любовь к Родине и своему народу. Формировать чувство гордости за свою малую родину.

Предварительная работа.

Просматривание книг, открыток, посещение с родителями музеев изобразительного искусства, выставочных залов, рассматривание картин, иллюстраций.

Методические приёмы.

1. Психологизация: «Собрались все дети в круг.»

2. Мотивация: Рассказ воспитателя о посещении музея изобразительного искусства и желание рассказать детям об увиденном.

3. Стихотворение, загадки об Осетии.

4. Рассказ воспитателя о скульптурах малых форм.

5. Рассматривание скульптуры малых форм «осетинский джигит и девушка»

6. Вопросы по теме занятия:

- Кого вы видите перед собой? (скульптуры малой формы, фигуры парня и девушки в национальных костюмах)

- Кто изготавливает различные виды скульптуры?

- Из каких материалов может быть изготовлена скульптура? (камень, глина, стекло, мрамор, кость, фарфор, дерево, железо и т. д)

- Как художник может выразить настроение, поведение и любые другие действия скульптур малых форм (жесты, мимика, пластика, позы)

7. Физминутка: «Къах лаууы, лаууы!»

8. Исполнение осетинского танца «Хонга» с использованием осетинской музыки с угощением осетинскими пирогами.

9. Рефлексия.

Содержание НОД.

Воспитатель:

- К нам сегодня пришли гости! Давайте поприветствуем наших гостей и улыбнемся им!

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

- Ребята, скажите пожалуйста, как называется республика, в которой мы живем? А город?

Северная Осетия – край белоснежных гор, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.

- А кто мне прочитает стихотворение про нашу Родину?

Я в Осетии живу

И свой край родной люблю.

Дружный, добрый там народ

В праздник пляшет и поет (Коста Х.)

Воспитатель:

- Как красиво описал Коста Хетагуров свой народ и край. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Ребята, я недавно ходила в музей изобразительных искусств, видела много экспонатов живописных картин, игрушек и скульптур малых форм. Больше всего мое внимание привлекли две маленькие скульптуры, которые я решила принести с собой и поделиться этой красотой с вами. Хотите посмотреть? (воспитатель выставляет на подставке скульптуры малых форм).

Воспитатель:

- Кого вы видите перед собой? (фигуры парня и девушки в национальных костюмах)

«Кто из камня и гранита

Высекает образ скрытый?

И из глины слепит то,

Что не ведает никто» (скульптор)

Воспитатель:

- Правильно ребята, эти скульптуры делает скульптор. Работа скульптора интересна и трудна. Сколько надо приложить усилий, труда, любви, таланта, чтобы фигурки получились такие красивые и интересные, такие выразительные. Работа скульптора – это искусство, которое учит видеть красоту в природе, в человеке, заставляет задуматься над тем, как много в, окружающей нас, жизни прекрасного, удивительного и интересного.

Воспитатель:

- Из каких материалов может быть изготовлена скульптура? (глина, камень, стекло, мрамор, кость, фарфор, дерево, железо и др.

Воспитатель:

- А что мы видим на наших скульптурах, на осетинском джигите? Как вы думаете, на нем одежда праздничная или повседневная? Откуда видно, что одежда праздничная? (ответы детей)

Воспитатель:

- Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Надо подметить то, что наш джигит одет в белый костюм, потому, что белый цвет символизирует праздник, а все остальные цвета могли носить в повседневной жизни.

Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха («улдзармхуд») – высокая шапка из шкурки барашка;

Башлык («басылыхъ») – Шарф и капюшон в одном;

Бешмет («куырт») – это распашная одежда с высоким стоячим воротником, застегивающаяся спереди от ворота до талии, длина бешмета доходила до колена;

Черкеска («цухъхъа») – верхняя мужская одежда, близкая по покрою к бешмету, но без воротника и с открытой грудью;

Бурка – традиционная верхняя одежда мужчин («уаладараннымат») – накидка с широкими плечами. Длинная бурка заменяла всаднику в походе и дом, и постель. Укутавшись буркой, и надвинув на голову лохматую овечью папаху, можно было уснуть даже в холод ;

Гозыри («брцыт») – были, первоначально, футлярами для пороховых зарядов;

Штаны («халаф»)

Мужской пояс («иронрон», к которому прикреплялся кинжал («хъама»)

Ичиги – кожаные сапоги на мягкой подошве, имеющей форму сапог. Их делали из черной козлиной кожи.

Джигитами называются храбрые юноши, мужчины. Национальная одежда – такой же символ нации, как язык, вера, обычаи. Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах.

Воспитатель:

- Перейдем теперь к одежде девушки. Как она выглядит? Во что одета? (Ответы детей: шаль, рубаха, кафтанчик, длинное платье, пояс и т. д.)

Воспитатель:

- Женский национальный костюм состоит из длинного платья, нагрудника, длинной юбки, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ». Верхней одеждой был длинный бешмет, без воротника. Основными элементами женского праздничного костюма являлись:

Нагрудник

Длинная юбка

Длинное распашное платье

Шапка («худ»)

Шаль – большой платок

Пояс – («камари»)

Корсет – («хлынкрц»)

Обувь – («къахыдарс»)

Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки («риуыгънаджыта», они пришивались на переднюю сторону нагрудника. Вся одежда осетин – от головных уборов, до обуви изготовлялась женщинами. Посмотрите как стоит джигит! А как вы думаете, что он собирается делать? (ответы детей)

Воспитатель:

- Наш джигит с серьезным видом и, в то же время, есть улыбка на лице. Он дает понять девушке, что не против с ней потанцевать и приглашает её на танец. А девушка, не глядя ему в глаза, поняла его заинтересованность и тоже не против с ним потанцевать. Вот они плавно выходят друг к другу. Девушка демонстрирует свое изящество, грациозность и хорошую осанку.

Ребята, а давайте и мы с вами немного потанцуем!

Физминутка

Къах лаууы, лаууы, лаууы! / стоят на месте.

Къах цауы, цауы, цауы! / идут по кругу.

Къахта ‘згъорынц, ‘згъорынц, ‘згъорынц! / бегут.

Къахта, къуыхта кафынц, кафынц, кафынц! / танцуют.

О ма къахта! Гыццыл къахта! / садятся, обхватив с вои ноги.

Стих

Мы живем в горах Осетии

И танцуем «хонга» лучше всех на свете!

Звучит музыка и исполняется танец «Хонга»

После танца танцоры выносят три пирога

Воспитатель:

- Осетины очень гостеприимный народ и своих гостей встречают тремя пирогами и осетинским пивом. Благодаря трем пирогам, они могли помолиться Богу. Мы, соблюдая традиции т обычаи осетинского народа, так же приветствуем всех гостей тремя пирогами.

1 пирог – солнце

2 пирог – земля

3 пирог – вода

Рефлексия

- Ребята, что мы сегодня с вами делали? Что нового мы узнали? Что больше всего понравилось, запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)

Публикации по теме:

Оформление окна «Девушка Осень»Оформление окна «Девушка Осень» Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.

«Мастера зимних скульптур». Оформление прогулочных участков«Мастера зимних скульптур». Оформление прогулочных участков В дошкольном отделении МБОУ СОШ № 162 с углубленным изучением французского языка г. Новосибирска, прошел традиционный смотр-конкурс оформления.

Фоторепортаж с фестиваля деревянных скульптур «Ожившее прошлое»Фоторепортаж с фестиваля деревянных скульптур «Ожившее прошлое» Здравствуйте дорогие коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу замечательных людей. В нашем маленьком городе Лахденпохья, который.

Фотоотчет о конкурсе снежных скульптур «Снежная сказка»Фотоотчет о конкурсе снежных скульптур «Снежная сказка» Зима дарит нам особенные радости, забавы на льду, на снегу, и поэтому в субботнее утро 2 февраля 2019г. команда родителей, воспитанников.

Фотоотчет о выставке в старшей группе «Девушка Осень»Фотоотчет о выставке в старшей группе «Девушка Осень» Вот и наступило самое яркое время года - золотая осень! Все деревья и кустарники, осень раскрасила в самые яркие цвета: жёлтые, красные,.

Фотозарисовки новосибирского фестиваля снежных скульптурФотозарисовки новосибирского фестиваля снежных скульптур 2019 года В Новосибирске завершился фестиваль снежных скульптур. Жюри выбрали самые искусные работы и отдали призы командам из Новосибирска,.

Фоторепортаж «Конкурс скульптур из природных материалов «Сказочное Рождество»Фоторепортаж «Конкурс скульптур из природных материалов «Сказочное Рождество» Наступил Новый 2019 год. Его встреча принесла нам радость и веселье. По традиции в каждом районе нашей столицы для минчан и гостей города.

Мастер-класс по созданию осенней поделки «Девушка «Осень»Мастер-класс по созданию осенней поделки «Девушка «Осень» Мастер класс по созданию осенней подтелки. Девушка "Осень". Необходимый материал: - Кукла; -Подставка для куклы; - Термоклей; - Бумага;.

Проект по бурятской сказке «Девушка и Месяц» .

Конспект занятия в подготовительной группе «Осетинская народная культура» Цель: вызвать интерес к национальной культуре и художественному искусству; продолжать учить создавать орнамент из элементов ; развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рассматривание скульптур малой формы «Осетинская девушка и джигит»
Опубликовано: 15 февраля 2019 в 00:03
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД