Елошвили Бэлла
Рассматривание скульптур малой формы «Осетинская девушка и джигит»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассматривание скульптур малой формы
«Осетинская девушка и джигит»
Программное содержание:
Образовательная задача.
Продолжать приобщать детей к изобразительному искусству Северной Осетии, скульптуре малых форм. Рассказать детям, что скульптуру делают скульпторы. Дать понятия из каких материалов может быть выполнена скульптура: глина, камень, дерево, фарфор, стекло, кости, железо. Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя при рассматривании фигуру человека в национальных осетинских костюмах, выделяя средства выразительности: форму, пропорции, цвет, характерные детали, мимика, позы, движения и др.
Публикация «Рассматривание скульптур малой формы „Осетинская девушка и джигит“» размещена в разделах
Развивающая задача.
Расширять словарный запас по теме НОД новыми словами. Совершенствовать умение использовать в речи простые и сложные предложения, отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме. Продолжать формировать культуру речевого общения.
Воспитательная задача.
Воспитывать интерес к искусству родного края. Расширять и уточнять знания детей об особенностях жизни, традициях, культуре осетинского народа. Прививать любовь к Родине и своему народу. Формировать чувство гордости за свою малую родину.
Предварительная работа.
Просматривание книг, открыток, посещение с родителями музеев изобразительного искусства, выставочных залов, рассматривание картин, иллюстраций.
Методические приёмы.
1. Психологизация: «Собрались все дети в круг.»
2. Мотивация: Рассказ воспитателя о посещении музея изобразительного искусства и желание рассказать детям об увиденном.
3. Стихотворение, загадки об Осетии.
4. Рассказ воспитателя о скульптурах малых форм.
5. Рассматривание скульптуры малых форм «осетинский джигит и девушка»
6. Вопросы по теме занятия:
- Кого вы видите перед собой? (скульптуры малой формы, фигуры парня и девушки в национальных костюмах)
- Кто изготавливает различные виды скульптуры?
- Из каких материалов может быть изготовлена скульптура? (камень, глина, стекло, мрамор, кость, фарфор, дерево, железо и т. д)
- Как художник может выразить настроение, поведение и любые другие действия скульптур малых форм (жесты, мимика, пластика, позы)
7. Физминутка: «Къах лаууы, лаууы!»
8. Исполнение осетинского танца «Хонга» с использованием осетинской музыки с угощением осетинскими пирогами.
9. Рефлексия.
Содержание НОД.
Воспитатель:
- К нам сегодня пришли гости! Давайте поприветствуем наших гостей и улыбнемся им!
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Ребята, скажите пожалуйста, как называется республика, в которой мы живем? А город?
Северная Осетия – край белоснежных гор, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
- А кто мне прочитает стихотворение про нашу Родину?
Я в Осетии живу
И свой край родной люблю.
Дружный, добрый там народ
В праздник пляшет и поет (Коста Х.)
Воспитатель:
- Как красиво описал Коста Хетагуров свой народ и край. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Ребята, я недавно ходила в музей изобразительных искусств, видела много экспонатов живописных картин, игрушек и скульптур малых форм. Больше всего мое внимание привлекли две маленькие скульптуры, которые я решила принести с собой и поделиться этой красотой с вами. Хотите посмотреть? (воспитатель выставляет на подставке скульптуры малых форм).
Воспитатель:
- Кого вы видите перед собой? (фигуры парня и девушки в национальных костюмах)
«Кто из камня и гранита
Высекает образ скрытый?
И из глины слепит то,
Что не ведает никто» (скульптор)
Воспитатель:
- Правильно ребята, эти скульптуры делает скульптор. Работа скульптора интересна и трудна. Сколько надо приложить усилий, труда, любви, таланта, чтобы фигурки получились такие красивые и интересные, такие выразительные. Работа скульптора – это искусство, которое учит видеть красоту в природе, в человеке, заставляет задуматься над тем, как много в, окружающей нас, жизни прекрасного, удивительного и интересного.
Воспитатель:
- Из каких материалов может быть изготовлена скульптура? (глина, камень, стекло, мрамор, кость, фарфор, дерево, железо и др.
Воспитатель:
- А что мы видим на наших скульптурах, на осетинском джигите? Как вы думаете, на нем одежда праздничная или повседневная? Откуда видно, что одежда праздничная? (ответы детей)
Воспитатель:
- Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной. Надо подметить то, что наш джигит одет в белый костюм, потому, что белый цвет символизирует праздник, а все остальные цвета могли носить в повседневной жизни.
Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха («улдзармхуд») – высокая шапка из шкурки барашка;
Башлык («басылыхъ») – Шарф и капюшон в одном;
Бешмет («куырт») – это распашная одежда с высоким стоячим воротником, застегивающаяся спереди от ворота до талии, длина бешмета доходила до колена;
Черкеска («цухъхъа») – верхняя мужская одежда, близкая по покрою к бешмету, но без воротника и с открытой грудью;
Бурка – традиционная верхняя одежда мужчин («уаладараннымат») – накидка с широкими плечами. Длинная бурка заменяла всаднику в походе и дом, и постель. Укутавшись буркой, и надвинув на голову лохматую овечью папаху, можно было уснуть даже в холод ;
Гозыри («брцыт») – были, первоначально, футлярами для пороховых зарядов;
Штаны («халаф»)
Мужской пояс («иронрон», к которому прикреплялся кинжал («хъама»)
Ичиги – кожаные сапоги на мягкой подошве, имеющей форму сапог. Их делали из черной козлиной кожи.
Джигитами называются храбрые юноши, мужчины. Национальная одежда – такой же символ нации, как язык, вера, обычаи. Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах.
Воспитатель:
- Перейдем теперь к одежде девушки. Как она выглядит? Во что одета? (Ответы детей: шаль, рубаха, кафтанчик, длинное платье, пояс и т. д.)
Воспитатель:
- Женский национальный костюм состоит из длинного платья, нагрудника, длинной юбки, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ». Верхней одеждой был длинный бешмет, без воротника. Основными элементами женского праздничного костюма являлись:
Нагрудник
Длинная юбка
Длинное распашное платье
Шапка («худ»)
Шаль – большой платок
Пояс – («камари»)
Корсет – («хлынкрц»)
Обувь – («къахыдарс»)
Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки («риуыгънаджыта», они пришивались на переднюю сторону нагрудника. Вся одежда осетин – от головных уборов, до обуви изготовлялась женщинами. Посмотрите как стоит джигит! А как вы думаете, что он собирается делать? (ответы детей)
Воспитатель:
- Наш джигит с серьезным видом и, в то же время, есть улыбка на лице. Он дает понять девушке, что не против с ней потанцевать и приглашает её на танец. А девушка, не глядя ему в глаза, поняла его заинтересованность и тоже не против с ним потанцевать. Вот они плавно выходят друг к другу. Девушка демонстрирует свое изящество, грациозность и хорошую осанку.
Ребята, а давайте и мы с вами немного потанцуем!
Физминутка
Къах лаууы, лаууы, лаууы! / стоят на месте.
Къах цауы, цауы, цауы! / идут по кругу.
Къахта ‘згъорынц, ‘згъорынц, ‘згъорынц! / бегут.
Къахта, къуыхта кафынц, кафынц, кафынц! / танцуют.
О ма къахта! Гыццыл къахта! / садятся, обхватив с вои ноги.
Стих
Мы живем в горах Осетии
И танцуем «хонга» лучше всех на свете!
Звучит музыка и исполняется танец «Хонга»
После танца танцоры выносят три пирога
Воспитатель:
- Осетины очень гостеприимный народ и своих гостей встречают тремя пирогами и осетинским пивом. Благодаря трем пирогам, они могли помолиться Богу. Мы, соблюдая традиции т обычаи осетинского народа, так же приветствуем всех гостей тремя пирогами.
1 пирог – солнце
2 пирог – земля
3 пирог – вода
Рефлексия
- Ребята, что мы сегодня с вами делали? Что нового мы узнали? Что больше всего понравилось, запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)