Ирина Павлова
Растем здоровыми и счастливыми.
▼ Скачать + Заказать документы
В России наступила демографическая катастрофа: ежегодно население страны убывает на 1,5 млн. человек; рождаемость снизилась вдвое.
Уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг в стране 17%. Проблема сохранения генофонда нации приобретает первостепенное значение, т. к. в случае продолжения деградации, нация самоуничтожится через 2 – 3 поколения.
По статистике у 60% детей отмечаются функциональные нарушения, 21% имеют отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% нейро – психологически и физически не готовы к усвоению программы.
Публикация «Растем здоровыми и счастливыми,» размещена в разделах
В понятии здоровый образ жизни лежит физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное.
1. Социальное здоровье – возможность адаптироваться в социальной среде.
2. Физическое здоровье – состояние возможностей органов и систем организма.
3. Психическое здоровье – общий душевный комфорт, обеспечивающее адекватное поведение (согласие с самим собой).
Поэтому задача педагогов:
1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
2. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
3. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
4. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
5. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
6. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Многие действия детей следует сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически. Например, привычка полоскать рот после еды, причесываться после сна, делать гимнастику для глаз, выполнять гимнастику. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, - например, действия по уходу за помещением, одеждой, по оказанию первой медицинской помощи. Смазать царапины йодом, промыть нос.
На этом этапе воспитатель действует по такой формуле: сначала помоги ребенку осознать, зачем ему нужно это делать, затем научи в увлекательной форме и только потом приучай выполнять эти действия ежедневно. Например, прежде чем требовать от детей ежедневно чистить зубы, воспитатель играет с детьми. Приносит в группу кукол, у которых «болят зубы», «лечит» их, имитируя доктора Айболита, а потом вместе с детьми учит «пациентов» правильно чистить зубы.
Дети с помощью зеркала рассматривают зубы, узнают, сколько их и какие (резцы, клыки, коренные, для чего они нужны.
Воспитатель подводит к тому, что необходимо ежедневно утром и на ночь чистить зубы, полоскать рот после приема пищи. Некоторое время воспитатель контролирует выполнение этой процедуры.
Знакомя ребенка с телом человека, воспитатель должен научить детей различать и правильно называть его части и желание заботиться о своем теле, например, следить за чистотой и длиной ногтей, за чистотой кожи тела, особенно лица и рук, ухаживать за волосами.
Детей приучают совершать туалет носа перед едой, перед сном, у каждого ребенка обязательно должен быть носовой платок (а при рините – несколько).
Главное, научить правильно действовать в случае заболевания, уметь описать свое состояние и не пугаться, а искать помощи.
Определенное место занимает выработка понятий об окружающей среде, умение заботиться о ней. Детям объясняют необходимость уборки помещения и участка, проветривания.
В помещении должно быть много света. В каждой группе должны быть определены трудовые обязанности и выделено время на их выполнение. По данной традиции день ребенка начинается с труда: надо протереть пыль, полить растения.
Важно приучить детей выполнять эти обязанности систематически. В старшем возрасте дети расправляют постель, понимают значение метки «Н» (ноги).
Воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях способствует ежедневный оздоровительный бег и физкультурные занятия, гимнастика.
Воспитателям необходимо знать, что физкультура направлена не только на развитие тела, но и на формирование личности. Огромный физический потенциал приобретается в процессе подвижных игр.
В программу после пробуждения дневного сна должна входить разминка в постели, самомассаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, прогулка.
Особое внимание следует уделять культуре питания. Это понятие полезно – вредно. Необходимо познакомить детей с витаминами. Витамин А повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей. Это морковь, свекла. А соки считаются напитками «защиты», они гораздо быстрее усваиваются (ужу через час). Многих смущают, что в соках очень много воды, но это поистине «живая вода», она обогащена биологически активными веществами.
Необходимо рассказать детям и о вредных продуктах (чипсы, газ. вода, чрезмерные сладости).
Здоровым быть необходимо не только телом, но и душой. Радость – привычка здоровья. Радость – это врожденное чувство, оно передается нам от самой матери – природы. Поэтому необходимо поддерживать у детей смех, любовь, уверенность в себе. Поэтому в группе так необходим психологический комфорт. А такие отрицательные эмоции, как зависть, страх, стеснение стараться искоренять, так как они обладают огромной разрушительной силой.
Более полное воспитание здорового образа жизни достигается совместной работой детского сада и семьи.
Дети особенно восприимчивы к положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому большая роль отводится пропаганде здорового образа жизни.
Хорошо иллюстрирует значение здорового образа жизни поговорки:
1. Кто излишне полнеет – тот стареет.
2. Двигайся больше – проживешь дольше.
3. Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке.
4. Пешком ходить – долго жить.
5. Быстрого и ловкого болезнь не достигнет.