Лучший педагог года

Разноцветные пальчики

Ирина Галошева
Разноцветные пальчики

Разноцветные пальчики

(Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и природными материалами)

Разукрасим каждый пальчик

Краской яркой, очень разной!

Автор : Галошева Ирина Андреевна,воспитатель

МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары Чувашской Республики

Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования.

Публикация «Разноцветные пальчики» размещена в разделах

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.

Особенно это заметно в младшей группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом же побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и помогает нетрадиционное рисование.

Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Целью проекта является развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и природными материалами.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет детей. Необычные материалы и оригинальные техники же привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Задачи проекта:

-Сформировать и совершенствовать технические умения и навыки рисования;

-Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;

-Создать условия для работы с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;

-Развивать творческое воображение дошкольников в изобразительной деятельности;

-Побуждать родителей к активному участию в мероприятиях, способствующих творческому развитию детей.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы «Радуга» МБДОУ «Детский сад №80» г. Чебоксары (в составе 27человек, родители, разработчик проекта.

Ожидаемые результаты от проекта:

Дети

Подбор цвета, соответствующее изображаемым предметам. Правильное пользование карандашами, фломастерами, кистью, ватными палочками, трафаретами, красками. Активное и творческое участие при создании индивидуальных композиций в рисунках. Умение занимать себя самостоятельной художественной деятельностью. Родители

Осознанное и заинтересованное участие родителей в практической работе по развитию творческих способностей. Активное участие родителей в детских и совместных выставках рисунков, организуемых в ДОУ. Организация условий для творческих проявлений детей дома.

Реализация проекта

1 этап - подготовительный

Задачи Мероприятия Сроки Ожидаемый результат

Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение методической литературы и педагогического опыта по данной теме Август -сентябрь

2014 Сбор информации по данной теме

Работа с детьми Первичная диагностика по определению уровня развития художественных навыков детей группы Сентябрь 2014 Выявление уровня развития художественных навыков детей группы

Работа с родителями Разработка анкет для родителей,

первичное анкетирование родителей. Сентябрь2014 Выявление запросов родителей, их знаний о роли рисования нетрадиционными техниками и природными материалами на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

2 этап - практический

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятия Ресурсы Ответственные Сроки

Родительское собрание : «Изобразительная деятельность в жизни дошкольника» Литература. Воспитатель Сентябрь 2014

Консультации для родителей:

«Изобразительная деятельность дошкольников в семье».

Литература Воспитатель. Сентябрь 2014

Индивидуальные консультации для родителей по результатам диагностики детей и понимания родителями важности проблемы. Литература Воспитатель. В течение года.

Анкетирование родителей:

«Любит ли ваш ребенок рисовать?»;

Литература Воспитатель Октябрь 2014

Оформление папок-передвижек:

Условия изобразительного творчества детей дома. Литература фотоматериалы,

иллюстрации Воспитатель Октябрь 2014

Мастер-класс (по обучению родителей нетрадиционным приемам рисования). Литература, материалы для нетрадицион

ного рисования. Воспитатель Декабрь 2014 г

Пополнение изоуголка новыми нетрадиционными материалами. Воспитатель В течение года

Выставки детских работ и работ, выполненных совместно с родителями. Работы участников Воспитатель В течение года

Открытый просмотр занятия по нетрадиционному рисованию. Проект. Воспитатель По плану.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Мероприятия Ресурсы Ответственные Сроки

Проведение системы мероприятий по обучению детей нетрадиционным приемам рисования. Перспектив ный план. Воспитатель Сентябрь 2014 -Май 2015

Индивидуальная работа с детьми по совершенствованию умений рисовать различными способами.

Ознакомление с произведениями искусства.

Организация подвижных и дидактических игр, игр- развлечений.

Организация выставок детских работ.

3 этап - оценочный этап.

Задачи Мероприятия

Сроки. Ожидаемый результат

Оценка эффективности работы

Повторное диагностирование детей Март 2015 Количественные и качественные показатели выше, чем при до проектной диагностики.

Презентация проекта

Родительское собрание «Итоги реализации проекта» Май 2015

Сравнительная диаграмма

с результатами исследования на начальном и завершающем этапе

Проведенная диагностика позволила сделать следующие выводы.

Была проведена диагностика воспитанников второй младшей группы в количестве 27 детей в сентябре 2014 года и в марте 2015 года. Результаты показали, что высокий уровень освоения программы по разделу «Художественное творчество» повысился с 27% до 75%..

Выявились следующие результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показали хорошие результаты по критериям:

• Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

• Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

• Умение узнавать, называть основные цвета;

• Умение правильно использовать кисти и пластилин в работе;

• Умение использовать трафареты и печати при работе;

• Умение убирать за собой рабочее место.

С детьми младшего дошкольного возраста я использовала следующие техники: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, печать поролоном, рисование ватными палочками, рисование ладошками, рисование крупами, пластилином. Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, печать пробками, восковые мелки и акварель, отпечатки листьев. А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком, рисование мыльными пузырями, рисование мятой бумагой, кляксография, монотипия, печать по трафарету, рисование пластилином, разного рода крупами.

Результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях всегда старалась активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами для меня были: игра, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходил в гости, музыкальное сопровождение. Кроме того, я поняла, что всегда необходимо подробно объяснять детям способы действий и показ приемов изображения. При обучении изобразительным навыкам наиболее эффективным методом оказывается метод подражания. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительному искусству, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.

Вывод: Выделенные нами задачи в ходе проведенной работы были решены. Проект показал, что рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, они с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Рисуя тем или иным способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У ребенка появляется ИНТЕРЕС, а вместе с ним ЖЕЛАНИЕ РИСОВАТЬ И ТВОРИТЬ.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Проект «Нетрадиционные техники рисования — мир фантазий» Информационная карта проекта Проект «Мир фантазий». Автор проекта – Матвеева Наталья Олеговна, воспитатель МДОУ Кадомский детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разноцветные пальчики
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 20:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД