Папки-передвижки

Разработка фрагмента непосредственно образовательной деятельности на дидактической основе. (3 фото)

юлия щербакова
Разработка фрагмента непосредственно образовательной деятельности на дидактической основе.
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад №17 «Семицветик» городского округа Спасск- Дальний

Разработка фрагмента непосредственно образовательной

деятельности на дидактической основе.

Образовательная область – познание (развитие речи).

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» для

детей 6 лет.

Подготовил:

Щербакова Юлия Владимировна, воспитатель

2012г.

Пояснительная записка.

«Дайте ребенку картину и он заговорит»

К. Д. Ушинский

Публикация «Разработка фрагмента непосредственно образовательной деятельности на дидактической основе,» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком языка, становления и развития всех сторон речи.

Развитие правильной и красивой речи у ребёнка задача важная, это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка. Ведь именно образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального развития ребёнка. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое, выразить её в правильной, чёткой, логичной речи. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние также на эстетическое развитие: ребёнок в речи использует образные слова и выражения. Отличный способ развития связной речи – это описание картин, составление рассказов по картине. Составление рассказа по картине требует умения сосредоточить свою мысль на главном, говорить эмоционально, живо, образно. Картина при умелом ее использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребенка (фонетика, лексика, грамматика).

Овладение детьми связной речью занимает одно из главных мест в исследовании речевого развития.

В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержания и методы обучения связной речи в детском саду (А. М. Бородич, Ф. Х. Сохин, О. С. Ушакова и др.).

Их исследования посвящены овладению детьми разными типами высказывания, но дискуссионными остаются вопросы исследования разработанных технологий обучения дошкольников разным типам высказываний. По существу в традиционной системе отсутствует система обучения разным типам высказывания: описание, повествование, рассуждение.

В исследованиях А. П. Усовой, Ф. А Сохина и других, отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения.

По мнению Тихеевой Е. И. «… картины раздвигают поле непосредственного наблюдения… Образы и представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает нам реальная жизнь… Однако видеть жизнь во всем ее многообразии невозможно. И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети упражняются в наблюдательности, пополняют запас знаний и сведений, развивают речь».

Продуктивным может быть только такое обучение, при котором дети становятся не объектом, а субъектом своего обучения. К сожалению реальная обстановка такова, что при использовании традиционных методов и приёмов, лишь 50% от общего количества детей проявляют волевые усилия и активность к овладению умениями и навыками, следовательно, необходима такая технология, такие методы, которые способны сместить акценты в образовании в направлении реализации деятельностного продуктивного подхода.

Общеизвестно, что все люди мыслят моделями, наш мозг легко берёт на вооружение стереотипы, базируется на них, тем самым обеспечивает следующий уровень деятельности, кроме того, использование моделей – это эффективное вовлечение мозга в деятельность и чем больше вовлекается мозг в деятельность, тем ярче человек. Что и требуется на современном этапе обучения.

Модели помогают сформировать у детей способность анализировать объекты, выделять в них различные стороны, объединять разрозненные представления об отдельных предметах. Обобщенные модели работают, как минимум, в четырё х направлениях: развитие речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Именно при таком подходе и организации обучения – дети овладевают способом учебной деятельности.

Здесь большое значение приобретает именно ценностный аспект – дети не только овладевают способом учебной деятельности, но и хотят пользоваться данным инструментом.

Применение технологии ТРИЗ уже сегодня помогает разрешать обозначенные цели.

• Ребёнок, использующий методы и приёмы ТРИЗ, воспитывает в себе качество сильного мышления – умеет устанавливать следственные цепочки, оперировать противоречиями, выражать их в связной речи.

Новизна предложенной непосредственной образовательной деятельности (далее НОД) заключается в том, что в нём предлагаются новые способы работы, которые дают совершенно другие результаты. Традиционная методика рекомендует обогащать детскую речь выразительными фразами посредством демонстрации воспитателем образных фраз. Предлагаемые методы, приёмы опираются на развитие воображения, которое сегодня признается одним из основных психических новообразований в личности ребенка дошкольного возраста. А также, организация НОД позволяет преодолеть психологическую инерцию, сформировать потребность узнать свои возможности и применять их в предложенных творческих заданиях. Дети овладевают способами обработки информации.

Данная НОД является одним из этапов формирования у детей способности сосредоточить свою мысль на главном, порождать новые идеи на основе направленного ассоциирования. Чтобы это всё получилось, сначала детей надо научить составлять сложные предложения по опорным словам, свёртывать информацию, составляя схему для рассказа, развить умение «дарить» полученные словак сюжету картины. Для этого необходимо проводить с детьми такие игры, как «Хорошо – Плохо», «Как ещё можно использовать зонтик», «Игра с подзорной трубой», «Живые картинки», «Да – Нет», «Дразнилка». Дети должны владеть моделью «объект - имя признака - значение имени признака».

НОД состоит из трёх частей, построено по схеме технологии ТРИЗ.

Вспомнил --- Додумал --- Придумал

1 часть – Вспомнил – работа над словом (подбор эпитетов) – закрепление и выявление имеющихся знаний на основе метода фокальных объектов;

2 часть – Додумал – работа над предложением (составление предложений с заданным словом) – самостоятельный поиск ответа;

3 часть – Придумал – составление рассказа на основе модели – творческий поиск.

Такое построение НОД позволяет снять инерцию мыслительной деятельности, обеспечить радость успеха, что создаёт внутреннюю мотивацию к достижению цели, снизить фактор тревожности ребёнка.

НОД соответствует ФГТ. В них описаны интегративные качества (соединение знаний из разных областей, которые ребенок приобретает в ходе организации НОД.

Образовательная область Основа интеграции Области интеграции

познание развитие речи коммуникация, безопасность, здоровье, художественное творчество

Данная НОД целесообразно применять лишь в том случае, если дети уже умеют находить основные и второстепенные функции предметов, видеть и разрешать противоречия в системе, видеть и хорошее и плохое в любой системе, уметь находить нестандартные решения устранения плохого, пользуются моделью «объект - имя объекта - значение имени признака».

Для данной НОД необходима определё нная материальная и техническая база: схемы описания домашних животных, картина.

Данная разработка сочетается с любой программой воспитания и обучения.

Предполагаемый результат.

Использование модели МФО (метод фокальных объектов) в практической деятельности. Умение составлять текст на основе схемы. Нахождение оптимального выхода из проблемной ситуации с наименьшими затратными ресурсами. Знание детьми основных шагов алгоритма применения МФО.

Действенность, результативность.

При традиционном описании картины справилось 20% детей, при использовании метода фокальных объектов, модели составления рассказа справились все дети.

Обратить внимание!

Именно эти три составляющих НОД обеспечивают реальное достижение цели и развитие творческой личности. Нужно обратить особое внимание – принимается любой ответ детей. Важно то, что дети учатся самостоятельно думать, отходить от стереотипов. Мы принимаем без критики любые, высказанные детьми, идеи, даже самые нелепые. Именно при таком подходе дети вдохновляются и преодолевают психологическую инертность.

Психологи отмечают, что «…запоминать мы и так умеем, нужно учить уметь воспроизводить». Схема сыграла роль свёртывания информационного потока. На этом примере дети учатся «кодировать» информацию, легко по карточкам – схемам, могут сделать обратный ход – «развёртывание информации» - это несомненная успешность дальнейшего обучения в школе.

Диагностика.

На данном НОД проводится промежуточная диагностика –применение модели «предмет-подсказка» (метод фокальных объектов). Знание схемы описания живых объектов. Одна из значимых форм диагностики – взаимоконтроль во время самоанализа. Основная диагностика – это соответствие рассказов детей с выдвигаемыми требованиями к рассказу:

• соответствие схеме рассказа;

• последовательность;

• точность передачи данных сведений о жизнедеятельности домашних животных;

• лаконичность;

• использование в рассказе найденных словосочетаний и предложений.

Последующая диагностика планируется на следующем НОД – рисовании, где детям предлагается нарисовать иллюстрации к составленному рассказу.

Технические указания.

Роль воспитателя на этом НОД заключается в том, чтобы направлять, давать возможность детям рассматривать, рассуждать, делать выводы, умозаключения. Воспитатель помогает, принимает участие в обсуждениях и искренне одобряет все выдвигаемые версии, даже кажущиеся на первый взгляд нелепыми.

НОД построена с применением игровых приёмов, что позволило:

• сделать ребёнка субъектом своего обучения;

• использовать схему, развёртывая информацию;

• систематизировать имеющиеся знания;

• составить интересный описательный рассказ по картине.

Также необходимо рационально использовать пространство группы, предполагается:

• Работа, сидя - полукругом, где обсуждаются предложения, высказываемые детьми.

• Работа, стоя - полукругом, рассматривание картины.

• Работа в подгруппах - составление рассказа.

НОД предназначена для детей шестого года жизни (старшая группа).

Тип занятия: Развивающее

Тема НОД: Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком».

Цель: Создание содержательных и организационных условий для применения детьми обобщённой модели составления описательного рассказа по картине.

Задачи:

1. Совершенствовать умение в применении модели описания живых объектов.

2. Совершенствовать умение в составлении описательного рассказа, употребляя слова и предложения, полученные в ходе применения метода фокальных объектов.

3. Развивать умение составлять сложные предложения по опорным словам.

4. Расширять словарный запас детей на основе применения метода фокальных объектов.

5. Развивать творческое воображение – умение привязывать (дарить) полученные слова к сюжету картины.

Личностная значимость изучаемого для ребёнка.

Преодолевается психологическая инертность: развивается уверенность в своих способностях, инициативность, настойчивость, независимость мышления.

• Формируется диалектичность мышления – способность видеть в любых системах противоречия и решать их, развивается умение критически оценивать системы.

• МФО позволяет перевести детей из пассивной позиции принятия информации в активную деятельную позицию.

• МФО позволяет мысленно расширить ранее исследуемого объекта (в данном случае картины) увидеть необычное в обычном, связать, казалось бы несовместимые объекты.

• МФО позволяет через анализ предложенного примера самостоятельно выявить алгоритм метода (подбор слов к объекту – картине, и привязывание эпитетов к картине).

• Применение моделей позволяет усвоить способ составления описательного рассказа, что способствует повышению познавательной активности, развитию учебной деятельности.

Методы обучения

Наглядный, словесный.

Форма организации учебной деятельности.

Подгрупповая, индивидуальная.

Приёмы деятельности воспитателя.

Помощь в систематизации имеющихся знаний и в умении пользоваться полученными ранее знаниями, путём рассуждений, анализа и вывода. Создание положительной эмоциональной обстановки. Дополнение реальной ситуации фантастической. Обеспечение вариативности достижения поставленной цели. Представление модели одновременно в словесной и знаковой форме. Постоянное обращение воспитателя с просьбой: «Какие наши дальнейшие действия?». Определение ведущих признаков объектов. Использование разнообразных вопросов, обращённых индивидуально к ребёнку с целью выяснения усвоения материала. Использование вопросов, требующих самостоятельной деятельности.

Организация деятельности детей.

Учатся видеть необычное в обычном, рассуждают, свёртывают информацию для составления описательного рассказа, развивают умение привязывать полученные слова к сюжету картины. Составляют описательный рассказ с опорой на сюжетную картину, применяя метод фокальных объектов.

Основные понятия : МФО (метод фокальных объектов) – метод

генерирования новых идей на основе

направленного ассоциирования.

Средства обучения: демонстрационный материал: картина, схема

описания домашних животных, схема МФО.

Образовательный продукт : описательный рассказ с опорой на сюжетную картину при помощи схем (описание животного. МФО).

Ход НОД

структурный ком-понент НОД

(этапы) Средства

обучения Методы

обучения Деятельность

воспитателя Деятельность

детей

1. Организационный

этап. Визуальная связь Показ Проводит дыхательную гимнастику Делают дыхательную гимнас-тику по показу

2. Этап выявления имеющихся знаний у детей об объекте. Письмо (sms) от

инопланетян (мобильный те-лефон).

Словесный, игровой,

наглядный.

Проблемная ситуация.

Дополняет реальную ситуацию фантастической.

- Вы представляете, я вчера получи-ла sms-ку – там маленький рассказ о животном. Прислали рассказ дети с планеты Сурфия, которую мы с вами недавно открыли.

Я в растерянности, о ком этот рас-сказ? Вы поймёте?

- «Четыре ноги, голова, хвост, а ря-дом детёныш».

- Что это животное, узнали?

Организует работу по проверке зна-ний.

А почему у детей с другой планеты получился такой неинтересный и непонятный рассказ?

Даёт постановку цели в виде про-блемной ситуации. Мотивирует деятельность детей.

Какая жалость, они так и будут со-ставлять непонятные рассказы.

Есть ли выход из этой ситуации?

Организует деятельность по уточ-нению знаний.

Назовите, пожалуйста, ,отличительные черты гуся

Свиньи.

Лошади.

А как дети с другой планеты узна-ют об этих способах?

Дети говорят, что в рассказе непонятно о ком идёт речь, потому что в нём нет отли-чительных особенностей животного, рассказ очень маленький и неинтересный.

Дети ставят перед собой цель.

Сурфиянам надо помочь: показать - как надо состав-лять хорошие и интересные рассказы. Рассказывают, что при составлении описатель-ного рассказа по картине, можно использовать алго-ритмы, схемы, модели.

Дети утверждают, что при описании животного обяза-тельно должны быть указаны его отличительные черты.

У гуся есть длинная шея, клюв, красные лапки.

У свиньи есть пятачок, хвост крючком.

У лошади есть грива, длин-ные стройные ноги.

Дети вспоминают, каким способом можно связаться с детьми планеты Сурфия (письмо, посылка, ракета, телефон). Выбирают наибо-лее приемлемый способ. Они предлагают всё, что они бу-дут говорить – записывать

на телефон, затем это звуко-вое письмо отослать по тому

номеру, с которого пришло

sms.

3. Этап выявления и

проверки знаний, умений примене-ния на практике изученных ранее способов деятель-ности. Предмет-подсказка (ка-рандаш, карти-на «Лошадь с жеребёнком», алгоритм со-ставления рас-сказа Словесный, беседа, на-глядный, Ме-тод Фокаль-ных Объек-тов. Обеспечивает вариативность дос-тижения цели.

Я рада, что вы откликнулись на проблему сурфиян.

-А сегодня с помощью чего мы бу-дем составлять интересный рас-сказ?

-А теперь давайте выберем картину,

по которой будем составлять рас-сказ. Вот перед вами несколько кар-тин о животных. Сегодня картину выберет Саша.

-Ребята, а вот и предмет-подсказка

(на подносе - карандаш, накрытый

платком). Я загадаю вам загадку,

а вы отгадайте что это?

«И грамоты не знает, а весь век пишет».

Для начала вспомним, по какому алгоритму мы работаем с предме-том-подсказкой.

Представляет модель

одновременно в словесной и

знаковой форме.

Дети предлагают свои вари-

анты (модели, схемы, пред-меты-подсказки). Большин-ство детей предложили со-ставить рассказ при помощи

предмета – подсказки.

Саша выбирает картину «Лошадь с жеребёнком».

Дети говорят, что это каран-даш

Дети вспоминают алгоритм

работы с предметом-подсказкой.

П. - О. - С. + - ПР.

1. Сначала выбираем пред-мет.

2. Подбираем определения.

3. Дарим слова картине.

4. Составляем предложения.

4. Этап Выработки навыка работы по модели «объект-имя объекта», схе-ме «предмет-подсказка».

Картина «Ло-шадь с жеребён-

ком». Символы признаков.

Наглядный, словесный. Постоянно обращается с вопросом к детям : «Какие наши дальнейшие действия?»

Организует работу по определению ведущих признаков объекта. На ка-ждый признак, названный детьми, выставляет значки признаков объек-тов (смотри приложение). Проводит словарную работу.

Что делаем дальше?

Дальнейшие ваши действия.

Воспитатель предлагает найти на картине схожие признаки объектов, используя значки признаков объек-та.

Показывает значок признака «твёр-дый». Кто (что) имеет такой же при-знак?

«Подарите» этот признак картине.

(показ значка «движение»).

О чём этот значок спрашивает?

(показ значка «цвет»)

А о чём нас спрашивает этот значок?

(показ значка «вкус»).

Назовите признаки объектов на кар-тине, о которых спрашивает этот значок.

(показ значка «материал»).

Этот значок говорит о…

Проводит работу по обеспечению жизнедеятельности.

Почему у жеребёнка сломана нога?

Вот видите, ребята, и с каждым мо-жет такое случиться, если не будем смотреть под ноги.

Организует деятельность детей по составлению предложений по опор-ным словам (показывает значок при-знака объекта).

Молодцы, вы подобрали много ин-тересных слов и «подарили» их к картине. По какой карточке модели

мы сейчас будем работать (ПР).

Воспитатель предлагает выбрать

значок признака объекта и с ним со-ставить предложения.

Выявляет знания детей.

Молодцы, ребята, вы составили много интересных предложений.

А с помощью чего вы их составили?

Дети говорят, что предмет –

подсказку мы уже подобрали.

Дальше подбираем опреде -

ления.

Карандаш какой?

-твёрдый, пишущий, цветной,

любимый, новый, деревян-ный,сломанный.

Дети отвечают, что дальше «дарим» слова картине.

Дети находят схожие

признаки объектов.

-твёрдая земля, на которой лошади стоят, твёрдые копы-та у лошади и жеребёнка, твёрдое тело лошади и жере-бёнка, твёрдая голова у ло-шади, твёрдый характер ло-шадей.

Показ значка движение.

-копыта у лошади и жеребён-

ка пишут по земле, можно написать стихи и рассказы о лошадях.

Этот значок спрашивает: «ка-кого цвета объект?»

-лошади бывают разного цве-та, грива у лошадей коричне-вая и шелковистая, хвост – тёмно-коричневый, малень-кие торчащие коричневые ушки, у лошади и жеребёнка длинные стройные коричне-во-белые ноги, зелёная трава под ногами у лошадей, ярко –

жёлтое солнце, лошади могут

видеть цветные сны.

Этот значок спрашивает о вкусе.

-любимые лошади, хозяева ухаживают за своими люби-мыми лошадьми, трава-любимый корм для лошадей, лошади гуляют в своих лю-бимых местах, любимая по-года, любимые хозяева.

-новые подковы, новый шам-пунь, новое седло для лоша-дей.

-деревянная конюшня, телега деревянная.

- о материале.

-сломанная нога у жеребёнка, сломанное колесо, сломанная телега,

Потому что жеребёнок бежал

за мамочкой и не смотрел под ноги. И нечаянно споткнулся

о пень. Такое может случить-ся с каждым. Нужно обяза-тельно смотреть под ноги.

Дети показывают карточку ПР. (составление предложе-ний). Выбирают символ при-знака объекта, составляют предложения.

- Мы составим предложения с полученными словами.

Лошади стоят на твёрдой земле. У лошадей красивые тела. Копыта лошади и жере-бёнка пишут по земле, остав-ляя чёткий след. Художники пишут картины с этих заме-чательных животных.

Писатели и поэты пишут сти-хи и рассказы об этих краси-вых и сильных животных. На этой картине лошадь с жере-бёнком коричневого цвета с белыми пятнами. Грива у лошадей коричневая и шел-ковистая. У лошадей малень-кие, коричневые, торчащие ушки. Лошади пасутся на по-лях, где растёт зелёная сочная трава. Хозяева катаются на своих любимых лошадях ка-ждый день. Лошади любят свободно носится по полям. Кузнец подковал лошадь но-выми подковами. Хозяин по-мыл лошадь новым шампу-нем. В конюшне, где живут лошади, лежит новое седло. Хозяин привозит овёс для лошадей в новой деревянной телеге. Жеребёнок прихра-мывает на сломанную ногу. Хозяин починил сломанное колесо.

Дети отвечают, что они со-ставили предложения с по-мощью предмета-подсказки.

5. Этап организации здоровье сбере-гающей деятельно-сти.

Организует здоровье сберегающую деятельность (предупреждение утомляемости).

А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка.

Цок – цок – цок.

Громко цокают копытца

(шаги на месте)

По мосту лошадка мчится

(скакать как лошадки)

Цок – цок – цок

За ней вприпрыжку

(бег на месте вприпрыжку)

Жеребёнок и мальчишка

Цок –

Копытце жеребёнка

(топнуть правой ногой)

Цок –

Каблук о доски звонко

(топнуть левой ногой)

Понеслись

Лишь пыль клубится

(«моталочка» руками)

Всем пришлось

Посторонится

(пятиться на каблуках назад). Дети выполняют движения по показу воспитателя.

6. Этап закрепления умения применять знания и способы действий на прак-тике. Схема описания

живого объекта Замечательно мы с вами поиграли, а теперь давайте продолжим.

Так что же нам поможет составить

рассказ о животном?

Организует проверку знаний требо-ваний к составлению рассказа.

Ребята, давайте вспомним требова-ния к рассказу.

Дети говорят, что будут ис-пользовать схему, с помощью неё можно описать любое животное, выделяя его отли-чительные особенности.

Вспоминают требования к рассказу.

1. Рассказ должен соответст-вовать схеме.

2. В нём должны быть все от-личительные особенности животного.

3. В рассказе должно быть как можно больше слов и пред-ложений, составленных нами при помощи предмета-подсказки.

4. В нём должны присутство-вать все пункты схемы опи-сания животного.

5. Рассказ должен быть инте-ресным.

7. Этап самостоя-тельной деятельно-сти детей Предлагает детям поделиться на 3 команды. Каждая команда будет со-ставлять свой рассказ. А кто будет представлять ваш рассказ, вы ре-шаете сами.

Наблюдает за деятельностью детей. Дети делятся на 3 команды, составляют рассказы.

8. Этап подведения итогов НОД.

Направляет процесс анализа (если необходимо).

Даёт качественную характеристику итогов деятельности. Выясняет, ка-кое доброе дело сделали.

Выбирают лучший рассказ, учитывая все требования.

Подведение итогов детьми.

Мы сегодня помогли детям с другой планеты. Показали, какими приёмами можно пользоваться.

Отправили им схему описа-ния живого объекта, по кото-рой они без труда будут со-ставлять описательные рас-сказы, отправили лучший рассказ, который будет им образцом.

9. Этап рефлексии

(диагностики).

Так что же нужно, чтобы получился интересный рассказ?

А как вы пользовались предметом- подсказкой?

Расскажите, что вы делали дальше.

Какой значок нам подсказывает, что делать дальше?

Расскажи, а что обозначает эта

схема?

Если бы мы не воспользовались этой схемой, какой результат бы

получился?

Сделайте вывод, чем можно пользо-ваться при составлении описатель-ного рассказа по картине.

А ещё чем?

Организует последующую деятель-ность – обеспечивает интеграцию образовательных областей.

Предлагает детям пройти в изо-студию и зарисовать иллюстрации к рассказам, которые у них получи-лись. Дети отвечают, что для этого можно:

1. Пользоваться предме-том-подсказкой с помощью которого можно составить много интересных предложе-ний.

Подобрали предмет, затем подобрали определения к предмету.

Дальше мы слова «дарили» картине.

Значок ПР., составляем пред-ложения.

Это схема описания животно-го, по которой можно описать любое животное, указывая его отличительные черты.

Дети предполагают, что тогда рассказ получился бы неин-тересный, непонятый.

Дети делают вывод, что при составлении описательного рассказа можно пользоваться схемой.

Ещё можно пользоваться ал-горитмом.

Метод фокальных объектов (МФО).

МФО Чарльза Вайтинга – метод генерирования новых идей на основе направленного ассоциирования. Метод с успехом используется для нахождения нетривиальных решений в рекламе, для разработки новых видов товаров широкого потребления. Слово «фокальный» обозначает, что выбранный для изменения объект находится «в фокусе» рассмотрения.

Техника применения метода

1. Выбрать объект или явление, которое надо изменить (фокальный объект, и цель изменения.

2. Назвать несколько случайных объектов (абсолютно произвольно или с использованием, например, словаря).

3. Составить перечень признаков и свойств случайных объектов.

4. Найденные признаки и свойства приписать фокальному объекту.

5. Путём свободного ассоциирования выдвинуть как можно больше идей для развития полученных словосочетаний до идеи. При этом можно использовать также любые приёмы фантазирования.

6. Оценить полученные идеи и отобрать наиболее перспективные.

Применение МФО

- придумать, (видоизменить) объект;

- составить рассказ по картине;

- составить сказку;

- рассмотреть ситуацию с другой точки зрения;

- анализировать художественные произведения;

- продуктивные виды деятельности.

Пример:

1. Фокальный объект – картина. Цель – нахождение определений к картине.

2. Случайные объекты – собака, шуба.

3. Определение признаков случайных объектов.

- собака: верная, лает, кусается, любит детей, сторож, линяет, виляет хвостом…

- шуба: меховая, тёплая, съеденная молью (с дыркой, с воротником…

4. Дарим определения картине:

- Что может быть верным на картине?

- Что может лаять на картине?

- Что может кусаться на картине?

- Кто или что может любить детей на картине?

- Кто может быть сторожем на картине?

- Что может линять на картине?

- Кто может вилять хвостом на картине?

- Что может быть меховым на картине?

- Что может быть тёплым на картине?

- Что может быть съедено молью на картине?

- Что может быть с воротником на картине?

Если определения не привязываются к картине можно детям подсказать, что может быть объект думает об этом.

5. Развиваем полученные идеи, составляем предложения.

Рассказ детей

На картине изображены лошадь с жеребёнком. Эти домашние животные крупной величины. У лошадей красивые мускулистые тела, покрытые шерстью, она шелковистая на ощупь и переливается на солнце. А чтобы шерсть была шелковистой и грива, блестящая лошадей моют специальным шампунем. На картине лошадь с жеребёнком коричневого цвета с белыми пятнами. Грива у этих животных коричневая и развивается на ветру. Так же у этих животных есть маленькие, торчащие ушки. Лошади подкованы новыми подковами. Когда эти прекрасные животные бегут по земле, копыта оставляют чёткий пишущий след. Живут лошади в конюшне, рядом с человеком. В этой же конюшне лежит новое седло. На новой телеге хозяин привёз овёс для лошадей. Пасутся лошади на полях, где растёт сочная зелёная трава – любимый корм лошадей. Эти животные любят свободно носиться по полям. Детёныши у лошадей называются жеребята. Хозяева катаются на своих любимых лошадях каждый день

Разработка фрагмента непосредственно образовательной деятельности на дидактической основе.
Фото №1 Образовательная область познание развитие речи Фото №2 Составление рассказа по картине Лошадь с жеребёнком для детей лет
Публикации по теме:

Приемы активизации познавательных процессов детей подготовительной группы в непосредственно образовательной деятельности .

Приложение к заявлению по аттестации Пришло время к аттестации на 1 квалификационную категорию. Очень переживала, как писать приложение к заявлению. Но оказалось что труда сильного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Разработка фрагмента непосредственно образовательной деятельности на дидактической основе.
Опубликовано: 21 февраля 2013 в 09:55
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка фрагмента непосредственно образовательной деятельности на дидактической основе.» (включая файлы) размещена пользователем юлия щербакова (УИ 62564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД