Татьяна Манохина
Индивидуальные маршруты сопровождения детей дошкольного возраста как условие их успешного развития при реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с федеральными государственными требованиями дошкольного образования педагогами должны учитываться индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.
Психолого-педагогическая диагностика (готовности ребенка к школе по м - ке Коломийченко Л. В. ; тест Тулуз – Пьерона и т. д.) систематически проводимая в детском саду в начале каждого учебного года, помогает выявить детей, у которых существуют проблемы по развитию психических процессов (память, мышление, внимание, а также детей с низким социальным статусом, и детей с низким уровнем освоения программы.
Публикация «Индивидуальные маршруты сопровождения детей дошкольного возраста как условие их успешного развития при реализации ФГОС» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Хочется отметить, что по результатам диагностики - число таких детей год от года возрастает. Это заставляет воспитателей и педагога-психолога и других специалистов искать пути преодоления этих проблем. Таким образом, обсуждая проблемы педагоги совместно разрабатывают индивидуальный маршрут каждого такого ребенка, который направлен на решение разнообразных проблем – это и укрепление психического здоровья; и обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, а так же создание благоприятных условий развития детей.
Работа педагога-психолога с детьми выстраивается 2 способами:
1. Индивидуальный маршрут ребенка ПМПк (например, чаще всего это решение комплекса проблем - низ. социальный статус + низкий уровень зрительной памяти + низ. уровень усвоения программы и т. п.)
2. Индивидуальный маршрут ребенка (Например, одна проблема - низкий уровень зрительной памяти) и тогда работа проводиться индивидуально или в малой группе с детьми имеющими такую же проблему.
В своей работе я опираюсь на авторские программы и пособия (С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста; Л. И. Катаева «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» и т. д.) и постоянно пополняю свою дидактическую копилку.
Вся работа осуществляется по принципу последовательности и систематичности, вначале игры и упражнения с ребенком отрабатываются индивидуально, затем в малой группе, а уж после того в группе детей детского сада.
Но выстраивая работу по индивидуальному маршруту с любым ребенком я выстраиваю работу и с родителями и с педагогами:
Родители:
• Согласие/ не согласие родителя на роботу с ребенком педагога-психолога
• Провожу индивидуальные консультации по проблемам + анкетирование родителей
• Пропагандирую присутствие родителей на занятиях
• Рекомендую игры для закрепления дома
• Рекомендую и подбираю пособия по проблеме
• Участвую в родительских собраниях
• Участвую в «школе первоклассника» и. т. д.
Педагоги:
• Провожу консультации
• Выдаю рекомендации по использованию пособий и картотек игр
• Организую еженедельный сбор результатов работы специалистов
• Провожу практикумы по освоению игр и упражнений
• Взаимодействую с другими специалистами.
Диагностика конца года говорит о высоком уровне положительной динамики (более 50%).
Ежегодно на педагогических совещаниях школ №1,12 учителя 1-х классов отмечают высокий уровень развития и успешность в овладении программой нашими выпускниками.