Валентина Калугина
Разработка основной образовательной программы ДОУ. Пояснительная записка. Концепция
▼ Скачать + Заказать документы
Порядок разработки образовательной программы
1.
Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привела к созданию вариативной педагогической системы с различными видами и типами дошкольных учреждений. В этих условиях дошкольные образовательные учреждения должны иметь в практике ориентир, который определяет содержание образования, технологию образовательного процесса в каждом определенном ДОУ, целесообразные уровни его изложения, а также оптимальный состав методического сопровождения. Этот ориентир – основная общеобразовательная программа ДОУ. Главная идея разработки основной общеобразовательной программы – обеспечить личностную и социальную успешность каждого ребенка дошкольного возраста, более полно учесть их индивидуальные особенности, согласовать образовательные запросы семьи, повысить их за счет создания единой основной общеобразовательной программы современного ДОУ, соответствующей его специфики.
Публикация «Разработка основной образовательной программы ДОУ, Пояснительная записка, Концепция» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Это внутренний стандарт учреждения, обосновывающий выбор цели, содержание, применяемые методики и технологии, формы организации образовательного процесса.
Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 135» разработана на основе программы «Развитие+» УЦ им. Л. А. Венгера с учётом направлений работы, накопленного опыта, традиций ДОУ.
Цель нашей основной общеобразовательной программы созвучна с идеей программы «Развитие+», в основе которой лежит теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода детства и концепция Л. А. Венгера о развитии способностей. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. С целью реализации этих принципов и соответствия с ФГТ основное внимание обращено на интеграцию образовательных областей и комплексно-тематическое планирование, в связи с чем коллективу предстоит творческий процесс по выбору способа планирования, отбору содержания, структурирования деятельности, разработке перспективно-календарных и тематических планов (программа «Развитие» не задаёт нам такого алгоритма).
С учётом ФГТ существующая до недавнего времени модель образовательного процесса в МБДОУ подвергается значительным изменениям: решение программных образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. В этом направлении коллективу предстоит работа по преобразованию готовых конспектов занятий к программе «Развитие» в игру, совместную деятельность взрослого и детей и в другие адекватные возрасту формы работы. Подготовке к разработке основной общеобразовательной программы МБДОУ предшествует серьезный анализ:
- образовательных потребностей родителей, социума, в котором находится ДОУ;
- деятельности ДОУ за весь период существования;
- уровня профессионализма, наклонностей и интересов педагогического коллектива;
- инновационных процессов, происходящих в ДОУ, с точки зрения их эффективности.
Анализ показал, что деятельность ДОУ – как Центра развития ребенка предполагает изменения в образовательном процессе, в условиях образовательной деятельности, в управлении развитием дошкольным учреждением.
Изменения в содержании образовательного процесса :
- обеспечение осуществления образовательного процесса в двух основных организационных моделях: в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей;
- обновление содержания образования – разработка и экспериментальная проверка авторских программ, носящих региональный характер, методических рекомендаций, дидактических материалов;
- совершенствование культурно-экологической и социально-личностной развивающей среды самоопределения ребенка и педагога;
- поиск путей и средств интеграции, дифференциации и индивидуализации воспитательно-образовательной деятельности;
Изменения в условиях образовательной деятельности предполагают:
- создание обновленной системы дополнительного образования :
- эффективное взаимодействие с семьей через новые активные формы работы в целях осуществления полноценного развития ребенка, создание равных условий образования детей дошкольного возраста;
- интеграция деятельности специалистов: воспитателей, медиков, психолога.
- создание системы вариативной части образования, входящей в часть, формируемую участниками образовательного процесса через авторские программы, реализующие надстандарт.
Цель основной общеобразовательной программы : создание психолого-педагогических, нормативно–правовых и финансово–хозяйственных условий, предопределяющих совершенствование всех аспектов деятельности ДОУ, которые направлены на полноценное проживание ребенком дошкольного детства, на обеспечение безопасности его жизнедеятельности, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей, высокое качество интеллектуального развития, развития способностей, укрепления физического и психологического здоровья, развития умений в различных видах деятельности, получения более обширного по объему, более высокого по качеству образования в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, что подготовит ребенка к успешному обучению в школе, комфортному существованию в социуме.
Реализуя цель основной общеобразовательной программы, мы выполняем следующие требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы : к кадровому, материально-техническому, медико-социальному учебно-материальному, информационно-методическому и психолого-педагогическому обеспечению и решаем следующие задачи:
- создание современной материально-технической базы ДОУ;
- обеспечение полного методического сопровождения, включая вариативную часть образования и дополнительного образования;
- организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников, педагогов, семей наших воспитанников и создание благоприятного психологического климата в коллективе;
- использование современных технологий, авторских программ, методических рекомендаций;
- обеспечение безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;
- создание единой интегративной системы образования и оздоровления, обеспечение реализации принципа интеграции содержания дошкольного образования.
Для разработки основной общеобразовательной программы созданы определенные условия для ее реализации: социально — педагогические, психолого – педагогические, кадровые, материально-технические, научно-методические, медицинские.
(продолжение следует)