Приложение МААМ

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО…)

Елена Лебедь
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО…)
▼ Скачать + Заказать документы

Вступление

Как показывает мой опыт работы в дошкольном учреждении, именно эта форма работы с родителями связана с определенными трудностями.

«В настоящее время педагоги стараются сделать так, чтобы общение педагога с родителями строилось на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта». (Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006, с. 3).

Публикация «Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС до …)» размещена в разделах

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (Далее – ФГОС ДО) учитывается важность: …

5) «сотрудничества Организации с семьей» (п. 1.4,стр. 3).

П. 1.6. Стандарта направлен на решение ряда задач.

Одной из которых является:

… «9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей (в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»,

стр. 3.

В п. 1.7. сказано, что «Стандарт является основой для:

… 6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития», стр. 4.

«Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи».

(Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие /О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006, с. 3).

В связи с модернизацией такой формы работы с родителями как родительские собрания, в настоящее время педагоги используют нетрадиционные формы их проведения : спортивные праздники, КВН, вечера досугов, собрания с использованием медийных средств: слайд шоу, видеофильм и др.

Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения.

В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Максимальная продолжительность – 1-1,5 ч (60 мин. с родителями, 20 мин. с участием детей).

Проведение собрания требует тщательной подготовки, своего рода «сценария». Помощь в подготовке и проведении может оказать родительский комитет группы и отдельные активные родители.

Как правило, родительское собрание состоит из 2-х частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации для родителей по интересующим их вопросам.

Основным методом собрания должен стать диалог.

В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

- лекция;

- дискуссия;

- исследование;

- социально-педагогический тренинг;

- психологические игры;

- диагностика и т. д.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Выбор темы собрания.

Определение целей родительского собрания.

Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по теме.

Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.

Проведение микроисследования в обществе детей и родителей.

Приглашение родителей и других участников собрания (руководителя, старшего воспитателя, врача, медсестры, учителя-логопеда, психолога и др.)

Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания, совместной

деятельности родителей и детей (если требуется).

Запись ответов детей по теме собрания.

Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

Разработка сценария собрания.

Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

Организационное;

Ознакомительное (с аналитическими материалами из жизни Учреждения и группы);

Собрание по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

Совместное с воспитанниками и родителями;

Тематическое;

Собрание-диспут;

Собрание в форме семинара-практикума;

Отчетное (итоговое);

Информационно-просветительское;

Вечер вопросов и ответов;

В форме устного журнала;

Ток-шоу и др.

Важно следить за временем и завершить собрание в установленное время. Если один из вопросов останется без ответа, можно перенести его обсуждение на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации. Специально следует дать время для индивидуального общения с родителями и родителей между собой. Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он всегда и во всем должен помогать своему ребенку, что он главный воспитатель.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РАЗРАБОТКИ

родительского собрания :

- четко прописан целевой компонент;

- продуманы способы мотивации участников (детей, родителей, педагогов) на предстоящую деятельность;

- предусмотрен этап целеполагания, участниками поставлена (принята) индивидуальная цель, направляющая их активность к достижению результата;

- представлены средства решения поставленных целей;

- определены способы работы педагога с детьми в логике управления их деятельностью по достижению результата;

- указаны способы подведения итога и рефлексии образовательных достижений участников.

Основная часть

Значение семинаров и семинаров-практикумов в работе с родителями также важно, как и в работе с педагогами дошкольного учреждения.

Семинар может быть постоянно действующим и временным.

Руководителем семинара могут быть заведующий или старший воспитатель, приглашенные специалисты. В проведении его участвуют воспитатели, специалисты (педагог-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медсестра и др., а также сотрудники детского сада. На семинаре происходит обсуждение вопросов, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом.

Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением.

К семинару-практикуму возможно проведение анкетирования родителей по теме семинара-практикума, заранее предлагаются вопросы для дальнейшего обсуждения во время семинара, а также выполнение какого-либо домашнего задания (изготовление поделок, приготовление каких-то блюд и др.).

«В ходе семинара-практикума предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии для выработки единой позиции по рассматриваемому вопросу. Важно, чтобы итоги семинара оформлялись в виде конкретных и реально выполнимых рекомендаций, а их реализация находилась под контролем руководителя.

Все чаще поднимается вопрос о необходимости обучения родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы». (Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2005, с. 63).

В ФГОС ДО в главе «III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» указывается в «п. 3.2.1. Для успешной реализации Программы (дошкольного образования) должны быть обеспечены следующие психоло-педагогические условия:

… 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность», стр. 9.

В «п. 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

…5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи», стр. 9-10.

«Поэтому организация семинара-практикума для родителей является важной формой работы. К проведению его привлекаются разные специалисты. Можно устроить вечер игр детей и взрослых, а руководитель семинара будет внимательным наблюдателем и советчиком. О своих наблюдениях он расскажет родителям на следующем занятии и даст конкретные советы о методах индивидуального общения с ребенком. Такая работа будет полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастет». (Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. – М. : ТЦ Сфера, 2005, с. 63).

При разработке плана-конспекта проведения семинара-практикума важно определить и продумать цели и задачи, которые должны быть решены в процессе работы семинара.

Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждение темы. Нужно активизировать родителей, они не должны быть только пассивными слушателями, воспринимающими предложенную информацию. К методам активизации родителей относятся :

- примеры;

- вопросы к слушателям;

- ситуации для анализа.

По итогам семинара можно оформить выставку работ.

Важный вопрос – место проведения семинара. Это может быть методический кабинет детского сада, групповая комната, музыкальный или спортивный залы, выставочный зал, сквер и т. д. в зависимости от тех задач, которые должны решать участники семинара.

Если семинар рассчитан на несколько занятий, то необходимо подготовить памятку его участникам. В ней следует указать тему, место и порядок проведения каждого занятия, перечень вопросов, список литературы, с которой полезно предварительно ознакомиться.

С осени 2012-2013 учебного года в МБДОУ детский сад комбинированного вида № 451 начала свою работу «Родительская гостиная». К настоящему времени проведено уже три общих родительских собрания, которые проводились в форме семинаров-практикумов. Со следующего 2014-2015 учебного года работа будет продолжена. В мае 2014 года был составлен План-график работы «Родительской гостиной», уже традиционно родительское собрание в форме семинара-практикума будет проводиться в октябре (24 октября 2014 г.). См. Приложение: Родительское собрание в форме семинара-практикума : «Вкусные истории».

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и их опыта.

Родительское собрание «Нравственно-волевая подготовка детей к школе» Родительское собрание: «Нравственно – волевая подготовка детей к школе в семье» Подготовила: Воспитатель Гацько Светлана Борисовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО…)
Опубликовано: 7 декабря 2014 в 18:17
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания в форме семинара-практикума (в соответствии с внедрением ФГОС ДО…)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лебедь (УИ 283550) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД