Волкова Надежда Фёдоровна
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца на тему «Наблюдения за луком»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы
I. Особенности наблюдений за природными объектами с детьми четырёх-пяти лет.
II. Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца : наблюдения за луком.
Наблюдение№1. Такой разный лук.
Наблюдение№2. Посадка лука в воду.
Наблюдение№3. Посадка лука в землю.
Наблюдение№4. Проращивание лука в разных условиях.
Наблюдение№5. Вырастай, лучок!
III. Использованная литература.
Публикация «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца на тему „Наблюдения за луком“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Особенности наблюдений за природными объектами с детьми четырёх-пяти лет.
Дети 4-5лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого, воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой : формирует способность видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по сходным признакам, а также подводит к установлению простейших связей между наблюдаемыми явлениями. Основным методом ознакомления детей с природными объектами остаются наблюдения. Наблюдения лучше вести за изменением одного предмета в течение месяца. Результатом практической деятельности детей становится ведение дневника наблюдений в форме зарисовок.
Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца : наблюдения за луком.
Наблюдение №1. Такой разный лук
Цель: формировать первоначальные представления о репчатом луке.
Задачи: сформировать представление о значении слова «лук»; познакомить воспитанников с различными видами лука как продукта питания и садового растения; развивать умение отличать лук от остальных овощей по характерным признакам; закрепить представление о полезных свойствах лука.
Ход наблюдения
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. А кто-нибудь из вас знает -что такое «лук»?
Возможные ответы детей. Лук — это овощ, его можно кушать., а у меня есть такая игрушка-лук со стрелами.
Воспитатель показывает первый слайд презентации «Такой разный лук» и поясняет основные значения слова «лук».
Воспитатель показывает второй слайд. Оказывается, лук-это не только продукт питания, но и садовое растение, которым можно любоваться, например, «лук - гигантеум».
Воспитатель загадывает загадку:
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький он на вкус, друзья,
Слёзы вызовет всегда.
Дети. Лук.
Воспитатель. А что можно приготовить из лука?
Возможные ответы детей: салат., суп., можно есть и так.
Воспитатель показывает третий слайд и поясняет, в какие блюда добавляют лук. Ребята, а как вы думаете, можно ли из лука сделать поделку?
Возможные ответы детей. Да, нет.
Воспитатель показывает четвёртый слайд «Поделки из лука». После просмотра показывает игрушку Незнайку детям и говорит: «Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка, он очень сильно болен и не знает, как ему вылечиться. Поможем ему?”
Дети! Да!
Незнайка (хриплым голосом). Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Как вы думаете, почему у Незнайки заболело горлышко?
Возможные ответы детей: он наелся мороженого., гулял в шортах и в футболке., пил холодную воду., не принимал витамины.
Незнайка. Да, ребята, вы совершенно правы. А где живут эти витамины?
Возможные ответы детей: во фруктах и овощах., в хлебе и в молоке.
Незнайка. А один из моих друзей всегда говорит, что их много в луке. Он дал мне целый мешок разных овощей. Но я не знаю, какой из них является луком.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке отыскать лук. Будьте внимательны.
Игра «Чудесный мешочек». Цель: развивать умение отличать лук от остальных овощей по характерным признакам.
Воспитатель показывает луковицу детям и спрашивает : как же вы отличили лук от репы, ведь они так похожи? Воспитатель предлагает погладить луковицу.
Возможные ответы детей. Лук гладкий, а репка шершавая., у репы есть хвостик, а у лука его нет.
Воспитатель. Вы правы. Перед тем, как кушать лук, мы должны его очистить.
Воспитатель чистит и разрезает лук на дольки и предлагает понюхать и попробовать каждому ребёнку и Незнайке.
После этого звучит «Песенка о луке» из мультфильма «Поём с Пороро». Цель: закрепить представление о полезных свойствах лука.
Незнайка: Ребята, мне пора домой, спасибо вам за помощь. Надеюсь, что лук поможет мне поправиться и я смогу снова прийти к вам в гости. До новых встреч!
Дети. До свидания!
Во время обеда детям предлагается кушать суп с дольками свежего репчатого лука.
Наблюдение №2. Посадка лука в воду
Цель: познакомить детей со способами выращивания лука в воде и без воды.
Задачи: уточнить знания о характерных признаках луковиц (форме, строении, цвете); вызвать интерес к выращиванию лука; уточнить о необходимом условие- наличии воды- для прорастания корней у лука.
Ход наблюдения
Дети сидят за столами, поставленными буквой П. Перед каждым ребёнком лежит луковица, покрытая салфеткой.
Воспитатель загадывает загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает». Спрашивает: «Про что эта загадка?»
Дети. Про лук.
Воспитатель предлагает взять луковицы и рассмотреть их.
Воспитатель. Кирилл, скажи, пожалуйста, какого цвета твоя луковица? А твоя, Дима?
Дети называют цвет своей луковицы.
Воспитатель. Полина, а какой формы твоя луковица? При затруднении ответа спросить: «Круглая или продолговатая?»
Воспитатель просит детей подумать, почему в загадке говорится «во сто шуб одет»? Показывает так называемую шубу-чешуйку. Поясняет: «Луковицы покрыты чешуйками».
Стук в дверь. Приходит дедушка.
Дед. Здравствуйте, дети! Вы получили мои подарки?
Дети. Да.
Воспитатель. Спасибо тебе, дедушка, за лук!
Дед. Ребята, а у меня тоже есть луковицы (достаёт из кармана две луковицы -проросшую и не проросшую).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на луковицы. Чем они отличаются друг от друга?
Возможные ответы детей: у одной луковицы есть корешки, а у другой -нет.
Воспитатель. Действительно, у обеих луковиц есть донце (показывает на не проросшей луковице, но одна луковица уже дала корни (показывает на проросшей луковице).
Дедушка приносит две баночки -одна с водой, другая без воды.
Дед. Ребята, а как вы думаете, в какую из этих баночек нужно посадить луковицу, чтобы у неё появились корешки?
Дети. В баночку с водой.
Воспитатель. А давайте посадим одну луковицу в баночку с водой, а другую — в баночку без воды и посмотрим, у какой из этих луковиц быстрее отрастут корешки.
Посадка луковиц в баночки. Дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем за прорастанием корешков. Результаты наблюдений фиксируются в календаре наблюдений.
Наблюдение №3. Посадка лука в землю
Цель: познакомить детей со способом выращивания лука путём посадки его в землю.
Задачи: закрепить представление о выращивании зелёного лука в земле; пополнить активный запас воспитанников словами: донце, ростки, корни, лунка; сравнить темпы роста лука в земле из разного посадочного материала (проросшей и не проросшей луковицы); продолжать фиксировать результаты в дневнике наблюдений.
Ход надлюдения
В группу вбегает Незнайка с лейкой в руках.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Я совсем здоров! Мне, действительно, помог витаминный лук. А недавно я был в гостях у Знайки, мы с ним сажали лук в землю, поливали его водой и он вырос. Теперь я ем не только репчатый лук, но и зелёный. Он тоже очень полезный и вкусный. А давайте с вами поиграем. Вы будете луком, а я садовником.
Дети по показу воспитателя приседают на корточки.
Незнайка. Теперь я полью вас водой. Вот лук начинает расти, и у него появляются зелёные листики.
Дети по показу воспитателя медленно приподнимаются.
Незнайка. Лук всё растёт и растёт. Зелёный лук становится большим-пребольшим. Вот и вырос наш зелёный лук.
Дети полностью выпрямляются.
Воспитатель приносит баночки с луковицами и контейнер с землёй.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, появились ли корни у луковиц?
Возможные ответы детей. У луковицы в баночке с водой корни появились, а у луковицы в баночке без воды -нет.
Воспитатель. Незнайка, мы с ребятами тоже хотим посадить луковицы в землю, чтобы и у нас вырос зелёный лук. Покажи нам, пожалуйста, как это правильно делается.
Незнайка. Сначала нужно найти у лука донце и посадить в землю донцем вниз. А если у лука уже отросли корешки, то в земле делается такая лунка, чтобы луковица была чуть-чуть видна из земли. Затем следует прижать плотно пальцами землю вокруг луковицы.
Посадка проросшей и не проросшей луковиц в контейнер с землёй.
Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, чтобы лук хорошо рос?
Дети. Лук надо поливать.
Дети ежедневно наблюдают вместе с воспитателем, как прорастают зелёные пёрышки. Результаты наблюдений фиксируются в календаре наблюдений.
Воспитатель зарисовывает ежедневно изменения, происходящие с луковицами, обращая внимание на темпы роста зелени у разных луковиц.
Наблюдение №4. Проращивание лука в разных условиях
Цель: помочь детям сделать вывод о связи изменений растущих луковиц с условиями внешней среды.
Задачи: дать представление о комплексе благоприятных условий: воды, земли, света,- обеспечивающих хороший рост зелёного лука; зафиксировать результаты в календаре наблюдений.
Ход наблюдения
Перед детьми стоит контейнер с проросшим зелёным луком.
Воспитатель. Ребята, Незнайка забыл у нас свой колпак, хотите его примерить?
Дети по очереди примеряют колпак Незнайки, но он им велик.
Воспитатель. Давайте примерим колпак нашему зелёному луку и посмотрим, понравится ли ему?
Дети накрывают зелёный лук колпаком. Спустя 2-3дня воспитатель снова приносит накрытый лук в группу, убирает колпак.
Воспитатель. Ребята, уютно ли было нашему луку быть под колпаком Незнайки?
Дети. Нет.
Воспитатель. А почему?
Дети. Ему было темно и страшно.
Воспитатель. Каким стали пёрышки у нашего лука?
Воспитатель. Они стали вялыми, жёлтыми.
Воспитатель. Да, наш лучок стал гибнуть, потому что ему не хватало света, хотя он и оставался расти в земле. Давайте поставим его на подоконник, снова польём, и наш лучок оживёт. А сейчас мы с вами нарисуем лук и повесим наши рисунки около растущего лука.
Детям раздаются трафареты с изображением репчатого лука и цветные карандаши.
Рефлексия.
Наблюдение №5. Расти, расти, лучок!
Цель: вызвать у детей желание вырастить зелёный лук в домашних условиях.
Задачи: зафиксировать результаты предыдущих наблюдений в коллаже на тему : «Благоприятные условия для выращивания лука»; побудить детей к совместной деятельности с родителями; продолжать формировать навыки пользования клеем, кистью для клея, тряпочкой.
Ход наблюдения
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие же условия нужны луку, чтобы он хорошо рос.
Возможные ответы детей. Лук нужно поливать. Луку нужен свет. Зелёный лук не вырастит без земли.
Воспитатель. Молодцы, вы всё вспомнили.
Детям предлагается выбрать из предложенных фигурок условия для хорошего роста лука и наклеить их рядом с изображением лука.
Воспитатель. Сегодня я хочу каждому из вас подарить по луковице, чтобы вы смогли посадить его у себя дома. А чтобы ваш лук вырос, не забывайте его поливать.