МААМ-картинки

Разработка содержания вариативных программ дошкольного образования 90-х гг. XX века

Ольга Романова
Разработка содержания вариативных программ дошкольного образования 90-х гг. XX века

На 1992-1999 года приходится третий, концептуальный период развития дошкольного образования. В данный период были разработаны различные психолого-педагогические концепции ДО.

Изучив данный период, можно сказать, что содержание дошкольного образования стало постепенно ориентироваться на творчество, на индивидуализированное обучение дошкольников. Данные изменения не могли не способствовать переходу системы дошкольного образования на более высокий уровень работы.

В ходе данного этапа были заявлены такие психолого-педагогические концепции дошкольного образования :

Публикация «Разработка содержания вариативных программ дошкольного образования 90-х гг, XX века» размещена в разделах

1. Развития творческих способностей (Дьяченко О. М.).

2. Развивающая среда (Петровский В. А.).

3. Развивающее обучение (Давыдов В. В., Кудрявцева В. Т.).

Рассмотрим их более подробно.

Дьяченко О. М. вложила в содержание дошкольного образования концепцию развития способностей дошкольников посредством решения творческих задач. Структура развития способностей предполагала 2 типа творческих задач и 2 типа ситуаций:

1. Первый тип выявление, познание дошкольником основных свойств и отношений действительности. Так в ходе познавательной деятельности ребенок открывал для себя окружающий мир, его особенности. К основным формам познавательной деятельности ребенка относится наблюдение и экспериментирование.

2. Второй тип «проживание» дошкольником разного типа ситуаций. Такое проживание включает в себя опыт непредубежденного анализа действительности, опыт личного отношения действительности [1].

«Концепция развивающей среды» Петровского В. А. направлена на развитие дошкольника как личности. Петровским В. А. было апробировано, то окружающая ребенка среда может и должна воспитывать, образовывать и развивать, а также быть ореолом взаимоотношений со взрослыми и другими детьми в ходе личностного развития. Петровский отмечал, что при разработке развивающей среды важно предоставить дошкольнику самому обрисовать, придать границы своей «территории Я».

Тезисы Концепции Петровского В. Я. звучат следующим образом :

• организация адекватной образовательной программы возможна при условии бережного и уважительного отношения взрослых к дошкольнику, к его миру, где «нет законченных форм, а есть воображение, игра, фантазия»;

• ДОУ пространство обогащенной жизни детей, а не только реализация образовательной программы [3].

Концепция Давыдова В. В., Кудрявцева В. Т. концепция развивающего обучения дошкольников. Данная концепция продуктивная попытка продолжение принципов развивающего обучения, которые были реализованы в младшем звене школьного обучения.

К способам овладения содержания образования дошкольниками были определены следующие направления:

1. Развитие культуры познания.

2. Развитие эстетической культуры.

3. Развитие культуры движений и оздоровительная работа.

4. Развитие культуры общения.

Данные способы являются и структурой содержания образования [2].

Особенность концепции Давыдова В. В., Кудрявцева В. Т. заключалась в том, что она не была направлена на отрицание традиционного содержания образования в дошкольном образовательном учреждении, т. е. реализацию физического, эстетического, умственного и нравственного воспитания. Их концепция была направлена на решение новых или вернее других задач образования, которые были направлены на развитие у детей дошкольного возраста способностей к творческому освоению мира.

Таким образом, в рассматриваемые периоды развития дошкольного образования главными были культурологический и личностно-ориентированный подходы. Культурологический подход имел 2 компонента:

• опыт творческой деятельности способность принимать необычные решения в сложных ситуациях;

• опыт эмоционально-ценностных отношений личностные ориентации ребенка.

Личностно-ориентированный подход направлен на описании дошкольного образования с точки зрения психологии, с точки зрения ребенка и сосредоточения внимания на тех новообразованиях, которые происходят в процессе развития личности ребенка.

Список использованных источников

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М. : Международный образовательный и психологический колледж, 1996. 197 с.

2. Кудрявцев В. Т., Урмурзина Б. Г. Творческий потенциал дошкольника : природа и структура. М. : АНА Центр развивающего образования, Владимир, 2002. 150 с.

3. Петровский В. А. Между «вчера» и «завтра» : Психологическая экспертиза и конструирование новых развивающих сред // Обруч. 1995. № 2. С. 7-10.

Публикации по теме:

Распространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детейРаспространение опыта работы по коррекции психоэмоционального состояния детей 5 декабря 2012 года в городе Благовещенске Амурской области на базе областного института развития проходила научно-практическая конференция.

Участие в семинарахУчастие в семинарах Дошкольное образование является начальной ступенью общего образования, и в связи с этим происходят масштабные преобразования. Однако, в.

Автор публикации:
Разработка содержания вариативных программ дошкольного образования 90-х гг. XX века
Опубликовано: 30 октября 2014 в 11:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД