Тамара Простак
Развитие детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства является важной ступенью системы образования. На протяжении дошкольного возраста у ребенка происходят существенные изменения в самых различных направлениях: в развитии личности, в общении с окружающим, в углублении познания и совершенствовании различных видов деятельности.
Публикация «Развитие детей дошкольного возраста в конструктивной деятельности,» размещена в разделах
Важнейшим показателем развития ребенка-дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которые, согласно теории А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. Исходя из основных положений данной теории, развитие ребенка осуществляется в процессе различных видов деятельности, наиболее привлекательных для него. Для дошкольника таковыми являются игра, конструирование, изобразительная и литературно-художественная деятельность.
Детское конструирование представляет собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции). Содержание конструктивной деятельности ориентировано на развитие у детей познавательных и творческих способностей, что сочетается с одновременным формированием у детей многих ценных качеств личности, таких как произвольность, организованность и т. д. Основу развития указанных способностей составляет овладение действиями наглядного пространственного моделирования и символизации действительности.
Мы предположили, что включение в образовательную работу с детьми, а именно в программу раздела «Конструирование» проектной деятельности, повысит эффективность программы в плане развития таких качеств личности одаренных детей, как познавательная активность и инициатива. Следует отметить, что конструктивная и проектная деятельность имеют одинаковую структуру –
• замысел;
• конкретизация (как это будем делать, что для этого нужно);
• проработка на уровне плана (что сначала, что потом);
• результат.
Проектная и конструктивная деятельность, как никакой другой вид деятельности, помогает ребенку самостоятельно утвердиться в правильности своих предположений. Каждый человек имеет право на ошибку: прав или нет – к этому выводу ребенок может прийти самостоятельно.
Опираясь на современные технологии работы с одаренными детьми, предложенные авторами программы «Одаренный ребенок» кандидатом психологических наук, ведущим научным сотрудником Института развития образования РАО, директором НОУ УЦ им. Л. А. Венгера «Развитие» А. И. Булычевой и доктором психологических наук, профессором Н. Е. Веракса мы пришли к выводу, что работа в данном направлении способствует росту познавательной активности у одаренных детей, а также развитию детской инициативы.