Людмила Бережная
Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.
Публикация «Развитие диалогической речи у детей старшего школьного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.
Можно выделить несколько групп диалогических умений :
1. Собственно речевые умения:
– вступать в общение (уметь и знать когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
– поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно);
– говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умение речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, приглашение, просьба, извинение, поздравление и др.
3. Умение общаться в паре, группе 3-5 человек, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждениях.
5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, книг, просмотренных фильмов. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
Большое внимание уделять навыкам общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказать влияние на все стороны речи ребенка : исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Самое лучшее время для коллективных разговоров – прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).