МААМ-картинки

Развитие фонематического слуха

Ольга Ивановна Прокопенко
Развитие фонематического слуха

Ребенка постоянно окружает множество звуков: как неречевых, так и речевых. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, сом, ком, лом, том). Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Например, заменив всего один звук в слове на другой, мы получим совершенно иное значение: «стол –стул, миска-мишка».

Публикация «Развитие фонематического слуха» размещена в разделах

Фонематическое недоразвитие проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, но иногда дети не различают и более контрастные звуки. Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими им по звучанию. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Возрастные нормы развития фонематического слуха:

Первый год жизни: ребенок проявляет сосредоточение на резкие звуки, затем прислушивается к более тихим шумам. В три месяца - отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. в четыре месяца ребенок начинает подражать звукам. В шесть месяцев различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.

Второй год жизни: фонематический слух активно развивается. Ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух, неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Третий год жизни: возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

Четвертый год жизни: фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

Пятый год жизни: формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Для развития фонематического слух предлагаю систему упражнений для развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте и угадайте, что это звучит: шум воды, шелест газеты, звон ложек, погремушка и другие бытовые звуки. (Игру можно провести с закрытыми глазами.)

Игра «Шумящие баночки». Предложить послушать звучание баночек, наполненных крупой, горохом, солью и др. Родители должны угадать по звуку, что находится внутри каждой баночки.

Игра «Сколько звуков». Логопед называет один, два, три звука, а родители на слух определяют и называют их количество. (Ау, мы, кот, роза и т. д.)

Игра «Цепочка». Логопед называет любое слово, а родители должны назвать слово, начинающееся с последнего звука. (Рама – арбуз – зонт – тыква – ананас и т. д.)

Игра «Собери слово». Из данных букв выкладывается слово.

Игра «Узнай по голосу». Попросить взрослого (ребенка) угадать – кто говорит.

Игра «Три медведя». Родители отгадывают за кого из персонажей сказки говорит логопед. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Игра «Слушай и выбирай». Перед родителями картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Логопед называет предмет, а родители поднимают соответствующую картинку.

Игра «Живые звуки». Задание выполняют дети. (Роза, слон, майка, чашка, жук.) Игра «Закрой окошки». Логопед предлагает выполнить звуковой анализ слов с помощью фишек. (Кот, кит, крот, чашка.)

Публикации по теме:

Тематическое планирование по фонетике Дата Тема занятия Формирование фонематического восприятия Первый период 16.09.2013 Понятие о звуке Выделение начального гласного звука.

«Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда«Улица звуков» в кабинете учителя-логопеда В моем кабинете на одной из стен находится Улица звуков. на ней "построен" Дом звуков. Функций он выполняет множество:можно расселять в.

Автор публикации:
Развитие фонематического слуха
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 16:05
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД