Получи документы

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы)

Вера Николаевна Захваткина
Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы)

В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым шагом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.

Публикация «Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша, а уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

На всех тапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в том возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Известный исследователь М. М. Кольцова особо подчеркивает, что влияние импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовала педагогическую диагностику по программе «Развитие» Л. А. Венгера, позволяющую определить продвижение детей в освоении программы учитывать индивидуальную возможности детей в процессе образовательной работы. Результаты оценки уровня развития детей заносила в карты достижений. Критерии оценки: высокий, средний, низкий уровень развития.

Диагностические отслеживания по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста проводила на основе наблюдений. За основу физиологической нормы развития кистей и пальцев брала, как результат сформированности, на данном этапе, действия с предметами, развитие речи. Для этого использовала методику Пантюхиной Г. В. Результаты оценки уровня развития детей заносила в карту развития ребенка. В таблицы проставляла возраст ребенка, уровень развития по линиям : речь, действия с предметами. В графе «заключение» отмечала уровень сформированности, соответствующий возрасту. Критерии: соответствует, частично соответствует, сформированы, частично сформированы, не сформированы.

Работу с детьми по развитию мелкой моторики и графических навыков проводила как с детьми старшего дошкольного возраста, так и с детьми раннего возраста. Выбор темы был обусловлен периодом сензитивности – возраста детей. В период работы с детьми встала необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости.

Для этого разработала систему игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и у детей раннего возраста. В своей работе использовала методики М. Г. Борисенко, Е. А. Янушко, В. И. Мирясовой для работы с детьми раннего возраста. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста использовала методику С. Е. Гавриной.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста начала с развития ручной умелости, учила детей правильно пользоваться ножницами ряд ровных разрезов. Делали с детьми «волшебные» полоски, ажурную закладку, плели коврики. Простые и несложные задания дети выполняли легко, быстро справлялись с работой.

Для развития зрительного восприятия и внимания детям давала задания: заштрихую фигуру прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Штриховали горизонтальными, вертикальными линиями, по горизонтали, используя трафареты, лекала, по которым дети обводили фигурки.

Знакомила детей с листом в клетку, учила ориентироваться на нем. Дети выполняли различные задания: «Продолжи узор», «Дорисуй вторую половинку картинки так, чтобы она была похожа на первую». Дети не только дорисовали картинку, но и ярко ее раскрашивали.

Большое внимание по подготовке руки к письму уделяла работе над прописями, ведь на каждом развороте тетради нужно сначала нарисовать узоры по клеткам, а затем дорисовать недостающие детали у картинок и раскрасить их, не выходя за контур. Задания помогают детям развить мелкую моторику и координацию движений руки, формируют графические навыки и воображение ребенка, развивают зрительное восприятие, логическое мышление.

Работу по развитию графических навыков и умений продолжила с детьми 6 – 7 лет. Прежде чем приступить к работе изучила возрастные особенности детей, в том числе особенности зрительного восприятия. Поэтому задания с детьми проводила в тетрадях с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Дети знакомились с тетрадью, ее разливкой, рабочей строкой, учились выполнять задания в ограниченном пространстве – клетке, закрепляли умение измерять условной меркой – клеткой, чертили прямые линии разной длины и в разных направлениях («Проведи линии по точкам, не отрывая карандаш от бумаги», волнистые линии («Помоги медвежонку дойти до дома», дуги, круги, овалы, обводили контур изображения («Перерисуй рисунок с помощью опорных точек»,рисовали по клеткам, раскрашивали («Рисуем по клеточкам и точкам», «Дорисуй рисунок»). Дети учились анализировать задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивать объекты, устанавливая их сходство и различия. Дети уточняли знания о простых геометрических фигурах, учились аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов («Собери картинку», «Соедини по точкам», «Оживи рисунок»).

Уделяла внимание и работе по сочетанию предметов и группировке, зрительным и слуховым диктантам. Учила детей рисованию из геометрических фигур и различных животных.

В результате проделанной работы дети стали видеть строчку, свободно работали карандашом, ручкой, линии проводили уверенно, рука не дрожала. В процессе работы с тетрадью у детей укреплялась мелкая мускулатура пальцев рук и, совершенствовалась зрительно – двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивались зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Большую роль в развитии мелкой моторики и координации движений рук играет и ручная умелость детей. Интерес вызвала у детей работа с тканью – вышивание. Сначала детей познакомила со швейными принадлежностями (тканью, цветными нитками, иглой, пяльцами). На первых занятиях учила детей правильно обращаться с иглой, вдевать нитку в иголку, делать узелок. Затем постепенно знакомила со швом «вперед иголка», «через край», и двойным швом. После того, как освоили швы, решили с детьми сделать мамам подарок – вышить салфетку. Придумали узор, нанесли его на материал и приступили к работе. Дети увлеченно работали, старались все правильно сделать, подарки мамам очень понравились.

В результате работы по развитию графических навыков письма у детей старшего дошкольного возраста получила следующие результаты: дети свободно ориентируются на листе бумаги, видят и считают клетку, строчку, аккуратно штрихуют различными способами, не выходя за рамки контура, выполняют задания на слух и самостоятельно, уверенно держат в руке ручку, карандаш.

Результат достигнут благодаря желанию детей овладеть навыками письма. Получилась положительная динамика, у детей появилась уверенность в себе, в своих силах.

Для себя сделала следующий вывод: начинать работу по развитию мелкой моторики руки нужно с самого раннего возраста, так как на протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет и развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.

Особенности работы с детьми раннего возраста

Дети раннего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Источником познания ребенка является чувственный опыт. Поэтому важно помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это представления о внешних свойствах и предметах. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с тактильными ощущениями.

На 2 – 3 года жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству. А для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость – твердость, форма, вес (легкий – тяжелый, температура (холодный – горячий – теплый, особенность поверхности (гладкий – шершавый).

Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными.

В играх на развитие тактильного восприятия «Найди такой же домик», «Помоги мишке найти мячик», «Кто в домике живет?», «Чудесный мешочек» дети с интересом и желанием действовали с предметами, отвечали на вопросы, рассказывали об увиденном, научились различать и называть фактуру предметов, выбирали предметы одной фактуры, по разной величине на ощупь. Соотносили предмет и слово, обозначающее его качество, подбирали на ощупь подобный предмет.

Успех в учебе при ее современных требованиях и нагрузке неразрывно связаны с правильным развитием двигательной системы малыша, зрительно – моторной координацией и мелкой моторикой кистей рук. Поэтому с детьми проводила такие игры на нанизывание как «Втыкалочки», «Собери игрушки», «Сушим игрушки», «Первые листочки». В таких играх у ребенка развивается умение самостоятельно чем-то себя занять и производить осмысленные действия с предметами: собирать и разбирать игрушки, нанизывать кольца на стержень и т. д. Совершенствуются движения кисти, пальцев, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, обогащается сенсорный опыт малыша. Игры на нанизывание воспитывают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься одним делом.

В играх на выкладывание «Наш дом», «Собери пирамидку», «Ежик потерял колючки», «Снеговик», «Грузовая машина» у детей развивался щипковый захват указательным и большим пальцами, совершенствовались движения «Глаз – рука», развивалось воображение детей, обогащался словарный запас, совершенствовалось зрительное восприятие. В этих играх дети учились ориентироваться на листе бумаги, выкладывали несложные плоскости, составляли по образцу.

Чтобы пальцы малыша стали гибкими, умелыми, послушными и сильными проводила следующие игры с бумагой: «Вытри ушки», «Что спрятал мишка?», «Катание на санках», «Спрячем мишку в сугроб».

Фольклорные пальчиковые игры имеют развивающее значение, так как дают ребенку возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединения «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи: «Этот пальчик хочет спать», «Баиньки – баиньки», «Сорока – белобока», «Солнышко – ведрышко», «Шла корова по дорожке…». В этих играх дети выполняют действия в соответствии с текстом потешки, выставляют по очереди пальцы правой и левой руки, выполняют ритмичные движения руками и пальцами. Фольклорные песенки и потешки, благодаря своей напевности и мелодичности, развивают у малыша чувство языка.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики способствовали формированию полезных навыков ручных действий : дети стали правильно держать ложку, карандаш, кисточку. Разучивая слова в играх и упражнениях, у детей развивалась память, пополнялся запас слов.

Публикации по теме:

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Игры для развития мелкой моторики рук (из опыта работы)Игры для развития мелкой моторики рук (из опыта работы) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Не напрасно данное высказывание В. А. Сухомлинского употребляется практически.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-го года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх (из опыта работы) Из опыта работы «Развитие мелком моторики рук у детей 6-ого года жизни в музыкально-ритмических пальчиковых играх» Разработала музыкальный.

Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования»Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики с помощью нестандартного оборудования» Цель: рассмотреть и обобщить теоретические знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.

Обобщение опыта работы «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» Проект: «Абилитация речевых нарушений младших дошкольников средствами развития мелкой моторики» «Ум ребенка находиться на кончиках его.

Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста»Описание системы опыта работы по теме «Влияние графических навыков на развитие мелкой моторики у детей разного возраста» Описание системы опыта работы на тему: «ВЛИЯНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА» Все дети любят.

Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр (из опыта работы) УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Детский сад №12 Компенсирующего вида» г. Сосногорска ___Н. М. Пропп «___» ___20___г.

Развитие мелкой моторики рук. (Из опыта работы) Развитие мелкой моторики рук. (Из опыта работы). «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно.

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы)Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ в художественно-творческой деятельности в ДОУ (из опыта работы) В детском саду одним из направлений работы с детьми с ОВЗ является художественно-продуктивная деятельность. В основном у данной категории.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников как условие успешного развития речевых навыков Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без) Массаж пальчиков Игры с предметами (Игры с крупой и т. д., Шнуровка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 25 июля 2016 в 18:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД