Развитие художественно-творческих умений детей средствами декоративно-прикладного искусства (продолжение темы)

Марина Якурина
Развитие художественно-творческих умений детей средствами декоративно-прикладного искусства (продолжение темы)

Развитие художественно-творческих умений детей средствами декоративно-прикладного искусства (продолжение темы)

Моя статья рассчитана на тех, кому не безразлично, будет ли наше подрастающее поколение знать свои народные корни, будет ли звучать мелодичность русской речи, мелодия народной песни, народного орнамента, раскрывающая ребенку красоту души своего народа. Ведь это во многом зависит от вас, работающих на ниве просвещения.

Цель: познакомить с особенностями работы по формированию художественно- творческих умений у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к декоративному рисованию.

Задачи:

1. Показать целесообразность проведения серии занятий художественно-творческого направления

2. Продемонстрировать разработанные дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе представлен опыт по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с разными видами декоративных росписей : городецкой, хохломской, филимоновской и др. Т. к объем работы большой, представлена будет только работа с дымковской росписью. Дымковская роспись проста и понятна, близка восприятию и отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста. Доступная по содержанию и узору она содействует развитию эстетических суждений и переживаний детей, развитию их комбинаторных способностей в подборе цветовой гаммы и комбинировании элементов друг с другом, в конечном счете, это способствует становлению художественно-творческих умений.

Художественно-творческие умения рассматриваются как основанное на интересе умение пользоваться ранее приобретенными знаниями, умениями и навыками по изобразительной деятельности для создания субъективно нового продукта (нового прежде всего для самого ребенка).

Художественно-творческие умения способствуют проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его творческих идей, развитию творческой активности. Творческая активность характеризуется интересом к художественной деятельности, увлеченности ею, эмоционально положительным отношением к объектам эстетического характера.

Актуальность: в ситуации выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколениям, следует предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства. Особенно, когда западные эталоны другой культуры (НЕ)навязчиво внедряются в повседневную жизнь детей через мультфильмы, игрушки, речевые обороты, и т. д.

В рамках заданной темы представляет интерес то, каким образом подобраны занятия.

При планировании выделила два направления работы:

Репродуктивного характера (это серия обучающего характера, в ней мы знакомимся с промыслами, росписями, цветовым оформлением и т. д.) и

Творческого характера (Здесь, уже основываясь на полученные знания, ребятишки начинают работать самостоятельно, творчески).

Вот здесь-то и вышла заминка в работе. Копировать - могут замечательно, творить, выдумывать – нет.

Пришлось искать причины, читать литературу. Оказалось,

что довольно много есть научных и практических трудов на эту тему (хотя в начале работы казалось, что ничего нет). В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме развития художественно-творческих умений у дошкольников в декоративном рисовании особое место занимают труды Ветлугиной Н. А., Григорьевой Г. Г., Дороновой Т. Н., Казаковой Т. Г., Комаровой Т. С., Шпикаловой Т. Я. и др. Особое место, потому что именно их работы натолкнули на мысли о том, каким образом можно подготовить занятия, чтобы развивались художественно- творческие умения у дошкольников. Из разных источников выделились следующие составляющие, которые обозначены и раскрыты в работе как педагогические условия. К ним я отнесла: развитие интереса к изучению декоративно-прикладного искусства; последовательное усложнение деятельности; систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед; использование на занятиях технических средств обучения; применение разнообразных материалов и техник работы с ними; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми; использование игровых элементов, создание развивающей среды, художественно-дидактических игр;

В художественно-творческих играх должно присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Применяются такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото и т. п. Они могут быть составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, отработки технических навыков и д. р. Как известно, классифицировать игры можно, например, по наличию в них следующих признаков: элемент ожидания и неожиданности – у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение, непредусмотренное действие в игре и т. д. ; элемент загадки – стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию; элемент движения – смешивать, выкладывать, переставлять – эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей; элемент соревнования – способствуют повышению творческой активности детей (игры «Кто первый?», «Кто быстрее?»); элемент поиска и находки - дошкольникам очень интересно находить что-то неизвестное, схожее по форме, цвету, величине.

Игры знакомы по содержательному компоненту, интерес же представляет их адаптированный вариант к декоративному рисованию.

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и т. д. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение; т. ж дети знакомятся с основами симметрии, пропорциями, цветом и формой предметов; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.

Применяются такие игры как

1) разрезные картинки. «ИНДЮШОК», «БАРЫНЯ», «КОЗЛИК» и т. д.

и из др. видов росписи. В зависимости от возраста картинка разрезается на несколько частей, чем старше ребенок, тем на большее количество частей разрезается картинка. Здесь развивается мелкая моторика, мышление, воображение, настойчивость, запоминаются элементы росписи, сама роспись, цветовое решение.

В дальнейшем я буду говорить лишь о том как играть –работать с игрой, а что она развивает профессионально работающим людям не составит труда додумать самостоятельно.

2)Дорисовывание незаконченного изображения –хвоста, передника, юбки и т. д.

3) «ИНДЮК» - это игра, в которой присутствует элемент движения. На первом этапе предлагаются готовые образцы хвостов, чтобы дети поиграли, подвигали, зрительно запомнили некоторые элементы (предлагается специально большое разнообразие-все не запомнишь, а в самостоятельном творчестве что-то найдет отражение). Изображение индюка вырезано, расписано (или нет) т. е уже готово, лишь тот элемент, который нужно расписать оставляется не оформленным. Дети его расписывают и прикладывают на скотч, клей и т. д. Можно предложить работу в командах и оговорить, что выиграет та команда, где роспись не будет повторяться, аккуратность выполнения, оригинальность.

4) «ПЕРЕДНИК ДЫМКОВСКОЙ БАРЫНИ» - правильно выбрать из разных видов росписей передник оформленный дымковской росписью; - назвать другие виды росписей; - нарисовать свой передник в стиле дымковской росписи и поиграть с нарядами для барыни.

5) «ФАРТУЧЕК» - по принципу хвоста индюка. Здесь можно задать определенный темп: кто быстрее, больше, интереснее, аккуратнее, оригинальнее нарисует.

6) «БАРЫШНЯ» - учатся подбирать цветовую гамму для наряда; эстетике цвета в одежде, можно обвести и оформлять изображение только кокошника, только рюши и т. д.

7) КОНСТРУКТОР «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ» - собрать из разных частей, эстетично подобрать цвет одежды, +поиграть в игру «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»,

Детям сложно нарисовать саму барыню, соблюсти пропорции тела, а если обводить ее по частям, то этот момент эмоционально выиграет и возрастет желание что-нибудь дорисовать- собачку, сумочку, цветок, рюши, свой кокошник и т. п.

По принципу конструктора хорошо работать с Городецким цветком - постепенно выкладывать аппликативно все элементы цветка.

8) «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»- дать названия дымковским игрушкам, запомнить элементы д. росп. ; найти лишнее изображение; можно использовать как раскраску.

«ЧТО ЗАБЫЛ НАРИСОВАТЬ ХУДОЖНИК»- запомнить название частей игрушки, дорисовать, оформить в стиле д. росписи, найти лишнее изображение.

«ЧТО СЛЕДУЕТ НАРИСОВАТЬ В ПУСТЫХ КЛЕТКАХ»

9) «ОЛЕНЬ»- предлагаются разнообразные варианты рогов, хвостов, проигрывается в игре какие рога, когда могут пригодиться. Дается задание придумать и нарисовать свой вариант.

Что из этого получается - посмотрите на творческие работы детей. Все они разные, в каждой работе проявилось творчество.

Вариантов игр может быть достаточно много, важно какую цель вы будете преследовать на занятии. Можно придумать лото, домино, кроссворды, ребусы и т. д. Я желаю проявиться здесь вашей творческой жилке.

Все игры будут показаны в презентации, поэтому фотографий не много.

Издавна на Руси бытует поговорка «Кто мало говорит, тот много делает». Оттого, прежде чем любое дело начать, испокон веку долго и сообща думали. «Кто хорошо думает, тот хорошо работает»,- говаривали старики. Потому спустя много веков радуют глаз и согревают душу дела рук прадедов наших.

О разном разговариваем мы с детьми на занятиях. Учу работать так, как деды работали: опираясь на опыт прадедов своих, дарить радость себе и ближним, думая о тех, кто будет жить после них.

Представьте себе, как загораются глаза ребятишек, когда на столе появляется расписная барыня, индюшок, коробушка, как светлеют лица от того, что снова пришла сказка, настоящая красота и что будем играть и рисовать …рисовать…

Очень хочется мне, чтобы на пути детей наших как можно больше людей добрых, мудрых встречалось. Чтобы несли они свет, тепло, чтобы дети не только «по верхам» знали культуру Родины своей, но и с головой окунулись.

Тогда, может, и не вырастут из наших детей «Иваны, родства не помнящие», а вырастут добрые люди и хозяева земли нашей, у которых слово с делом не расходится.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Чудо-птица» — подвесной модуль в оформлении интерьера детского сада«Чудо-птица» — подвесной модуль в оформлении интерьера детского сада Уважаемые коллеги, хочу поделиться очередным "шедевром", который создан руками педагогов нашего детского сада и творческой группой "Наш.

«Открытка к 8 марта». Аппликация«Открытка к 8 марта». Аппликация Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочется поделиться идеей изготовления вот такой интересной открытки. Мастерить начинаем с выкройки.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Космос
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих умений детей средствами декоративно-прикладного искусства (продолжение темы)
Опубликовано: 26 июля 2014 в 07:17
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 92.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. День мыловарения на МААМ

С чего начинается увлечение домашним мыловарением? Обычно покупается небольшой набор для творчества, в который входят краситель, граммов триста основы, отдушка и формочка. Либо кто-то дарит такой набор, и...

26 февраля. Праздник гиацинтов на МААМ

Цветком дождей называют это растение, радующее нас ранней весной...

Фотоотчет о выставке к 23 февраля «Наша армия сильна» в подготовительной группе
Российской воин бережет Родной страны покой и славу, Он на посту , и наш народ Гордится армией по праву. Спокойно дети пусть растут В любимой солнечной...
Конспект занятия по рисованию «Снеговики в шапочках» с детьми дошкольного возраста
Цель: учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно, передавая форму и пропорциональное соотношение его частей. Задачи: -Учить...
«Широкая Масленица». Музыкальный материал к празднику для старших дошкольников
"Широкая Масленица" . Музыкальный материал к празднику для старших дошкольников «Вот уж зимушка проходит», русская народная песня 1. Вот уж зимушка...