Развитие художественных способностей дошкольников посредством пластилинографии

анна ионина
Развитие художественных способностей дошкольников посредством пластилинографии

Ионина А. В.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – «Детский сад № 44 «Веселые нотки»,

г. Северодвинск

Проблемы развития детского художественного творчества приобретают все большее значение в настоящее время, когда усилия педагогов и психологов направлены на решение задачи формирования всесторонней, гармонически развитой личности.

Знакомство с произведениями искусства, различными видами художественной деятельности создают благоприятные условия для развития творчества детей.

Пластилиновая живопись – синтез живописи и лепки, относящийся к разделу декоративно прикладного искусства. Это одна из разновидностей работы с пластилином, где сочетается умение «рисовать пластилином» (окрашивать картон, размазывать силуэт) и рельефное изображение фигур. Данный вид изобразительной деятельности привлекает дошкольников:

- разнообразием способов изображения;

- вариативностью получения и сочетания цветов;

- занимательностью содержания;

- направленностью на результат;

- возможностью самостоятельного поиска различных вариантов и решений в создании изображения. [1,18]

В настоящее время отсутствует целостная система работы с детьми дошкольного возраста по пластилиновой живописи. В педагогических работах по изобразительной деятельности Н. Б. Халезовой и Н. П. Сакулиной не рассматриваются возможности творческого освоения детьми приемов декоративной лепки. [4,28] Анализ практической деятельности показывает, что одной из причин затрудняющей развитие творчества у детей является слабая профессиональная подготовка воспитателей, недостаточный уровень знаний и умений в определенной области. Таким образом, возникает противоречие. С одной стороны, пластилиновая живопись является важным средством образной выразительности детского творчества, с другой, существующая работа с детьми не обеспечивает развития у детей творчества, необходимого для создания выразительного изображения. Существуют противоречия между требованиями практики и теоретической не разработанностью данной проблемы. С учетом возникшего противоречия был сделан выбор темы.

Посредством экспериментальной деятельности с дошкольниками в дошкольном учреждении создана система работы и апробирована методика ознакомления детей дошкольного возраста с пластилиновой живописью. Определены цели и задачи обучения детей технике пластилинографии:

- познакомить дошкольников с нетрадиционными приемами лепки: «тонирование» пластилином, «горка», «рулетик»;

- учить использовать для раскатывания пластилина картонку;

- учить комбинировать традиционные и нетрадиционные техники пластилиновой живописи при создании предметных и сюжетных композиций, использовать бросовый материал для декорирования, смешивать цветовые тона пластилина для выразительности образа;

- развивать умение создавать объемные и рельефные изображения, используя стеки, штампы и др. материалы;

- развивать ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику;

- способствовать становлению позиции художника-творца, поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей. [5,27]

Творческий процесс детей проходил ряд основных этапов: (Н. А. Ветлугиной)

1- возникновение идеи, замысла;

2- вынашивание замысла, в процессе которого идет дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы;

3- исполнение, реализация замысла;

4- окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость;

5- представление результата работы, некоторых способов его воплощения. [9,26]

Система работы с детьми по пластилиновой живописи включала шесть последовательных циклов по степени усложнения материала, где определены цели, обучающие задачи и содержание детской деятельности:

Первый цикл направлен на обучение детей различным способам грунтовки.

Задачи:

- научит детей делать ровную поверхность с помощью стеки и без нее;

- научить смешивать пластилин способом «рулета» и получать новые цветовые тона;

В совместной деятельности с детьми проводятся дидактические игры с целью определения цветовой гаммы изображения и силуэта: «Собери грибочки для ежика», «Поймай самую красивую бабочку», «Собери букет из разноцветных листьев».

Второй цикл занятий направлен на получение изображений с помощью коротких и длинных колбасок. Использован прием раскатывания длинных колбасок с помощью каталки и разрезания стекой их на короткие части, продолжали работать над цветом. На проявлении творческих способностей были предложены дидактические игры, где дети определяли составные части изображений, их цветовую гамму, расположения: «Пушистая еловая веточка» «Спрячь петушка за забором», «Солнышко, покажись».

Задачей третьего цикла было обучение «рисование по контуру», где дошкольники учились размазывать силуэт, не выходя за контур, работать указательным пальцем правой руки как кисточкой. Посредством дидактических игр закрепляли навыки прорисовывания деталей стекой, умение получать новые цветовые оттенки, способом прибавления белого или черного к основному.

Четвертый цикл предполагал обучение приему соскабливания стружки или приему «горочка» с использование стеки. В нерегламентированное время дошкольники проявляли креативные способности в выборе способа изображения «Прически для мамы» (например, способом «стружкой», из колбасок, разрезанием, сглаживанием по контуру и нанесением стекой рисунка).

На пятом цикле навыки детей совершенствовались и предполагали обучение детей пластилиновой мозаике, через составление узоров из различных по цветовому составу и размеру шариков, где дети самостоятельно выбирали изображения и подбирали определенную цветовую гамму.

Шестой цикл направлен на обучение детей умению совмещать два способа изображения предмете окружающего мира в единую композицию.

Для организации педагогической деятельности с детьми разработаны методические рекомендации для воспитателей по технике пластилинографии:

- во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;

- предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка;

- устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

- покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

Таким образом, дошкольники овладели техническими умениями и навыками пластилиновой живописи, научились получать цветовые тона при смешивании пластилина нескольких тонов. Детские работы стали более выразительными и яркими, мелкая моторика рук стала более совершенной, точной и скоординированной, мышление обрело творческий характер. Дети научились создавать свои неповторимые картины из пластилина.

Библиографический список:

1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. – М., 2008.

2. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. Изд-во «Сфера»., 2000.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М., 2007. – 144с.

4. Халезова Н. Б. – разделы: «Особенности лепки в детском саду», «Развитие творчества детей и на занятиях лепкой».

5. Чернова Е. В. Пластилиновые картины. – М. ,2006. – 24с.

6. Шкицкая И. О. Аппликации из жгутиков. – Ростов – на Дону., 2010.

7. Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

8. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №11, 2011

9. Художественное творчество и ребенок/Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1982. - 287 с.: ил.

Публикации по теме:

Герб нашего детского сада Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2». "Грибок в песочнице". Грибок. -Символизирует основной.

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Развитие художественных способностей дошкольников посредством пластилинографии
Опубликовано: 17 марта 2015 в 23:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтёра

В последнее воскресенье августа в Российской Федерации и ещё пяти республиках бывшего Союза отмечается праздник людей одной из самых мужественных и суровых профессий – День шахтёра. Волевые, серьёзные и...

25 августа. Смотр самодельных пальчиковых игрушек на МААМ

«Все в наших руках» – говорят дошкольные педагоги, имея в виду взаимосвязь мелкой моторики рук с развитием речи ребенка. Современные ученые доказали, что речевые области мозга действительно формируются...

Конспект подвижной игры «Наседка и цыплята» для детей младшего возраста
Подвижная игра «Наседка и цыплята» Цель игры: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,...
Общеразвивающие игры на мостике для детей 1,5–3 лет
«Общеразвивающие игр на мостике» для детей 1, 5 – 3 лет. Ребенок-дошкольник должен как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Теплое время года...
Детский мастер-класс по изготовлению объемного яблока
Программные задачи: Упражнять детей в изготовлении объемной поделки ( яблоко) ;складывать детали заготовки пополам, проглаживая линию сгиба. Продолжать...