Эмма Литвинцева
Развитие исследовательских компетенций обучающихся при изучении краеведения, как фактор повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку. Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого вырастает большое!»
Академик А. Е. Ферсман
Интерес к изучению родного края сегодня особенно высокий. Изучение краеведения в школе обогащает обучающихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему, формирует гражданскую позицию. Сочетание разных методов обучения и видов учебной деятельности создают условия для формирования компетенций, т. е. умений, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Приобретая знания и навыки исследовательской работы, педагог создает такие условия, чтобы у краеведов возникло желание взяться за самостоятельную исследовательскую деятельность. Возникает вопрос: «Какие такие условия?». Мой ответ: «Педагогу самому должно быть интересно заниматься краеведением, вести исследовательскую работу вместе с детьми». В первую очередь, это туристические маршруты, встреча с сахалинскими учеными, сотрудниками музеев и библиотек, взаимодействие с детскими и взрослыми организациями на фестивалях, конференциях, форумах, акциях. Это подборка интересного краеведческого материала, организация выставок экспедиционных находок, игры с элементами краеведения, конкурсы и викторины. Но самое главное - не упустить тот момент, когда ученик задал вопрос. В большинстве случаев именно с этого вопроса начинается исследовательская работа, начинается развитие исследовательских компетенций.
Публикация «Развитие исследовательских компетенций обучающихся при изучении краеведения, как фактор повышения качества образования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Мой край, мой город. Краеведение
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вопрос ученика Тема исследовательской/ проектной работы
Почему так названы Курильские острова? Создание электронной карты топонимов «Курильские острова в названиях»
О! Здесь была железная дорога! А куда она вела? «Куда уходит железная дорога? История железной дороги Тоехара- Маока»
Что за древняя находка? Археологическая находка на побережье озера Буссе
Кому установлен памятник в нашем поселке? Бюст В. Е. Путятину в нашем поселке
Что можно вырастить в школьной теплице? «Опытническая работа в теплице
по выращиванию тюльпанов и клубники в зимнее время»
Интересно, сколько вреда от машин около школы? Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения в микрорайоне МАОУ СОШ №32 планировочного района Новоалександровск г. Южно-Сахалинска
Роль педагога на этом этапе совместной работы с обучающимися очень ответственная- обучить методам научного поиска, исторического исследования, развивать коммуникативные качества, навыки работы с научной литературой, оформления исследовательских проектов, обучать тактике диалога, предметного обсуждения и защиты своей работы во время публичных выступлений, развивать ораторские способности учащихся.
Когда моих ребят спрашивают: «Почему ты выбрал данную тему исследования?» Они отвечают, что вдохновил поход, экспедиция, урок, учитель. Много исследовательских работ так и начинаются:
«Летом 2020 года мы побывали в комплексной экспедиции на озере Айнское. Программу по краеведению, экологии провела учитель географии, руководитель эколого-краеведческой организации «Белый орлан» нашей школы Литвинцева Эмма Васильевна. С нами проведены интересные занятия, на которых представлено прошлое и настоящее озера Айнское, айнов. Рассказы подкрепились поверхностными археологическими находками. Это небольшие фрагменты керамической посуды с характерным орнаментом и тогда я задумался об истории озера. Приехав домой, я начал свой исследовательский путь». Максим Габитов, участник экспедиции.
Если педагог готов выйти в полевые условия со своими учениками, то тем для исследования прибавится во много раз. Не надо далеко отправляться. Удивительного для исследования много рядом со школой, домом. Надо только захотеть учителю отправиться в маршрут. Сколько лет вывожу ребят в радиальные маршруты, и всегда найдутся темы для изучения : «Первоцветы Сахалина», «Съедобные растения нашей местности», «Новоалександровский реликтовый лес», «Река Красносельская маленькая, а её роль в природе огромная», «История ОПХ «Тимирязевское», «Поверхностные находки времен Карафуто», «Многослойная история моего поселка». Планируя радиальный маршрут, договариваюсь и приглашаю компетентных специалистов, чтобы ребятам было вдвойне интересно в таких маршрутах. Это ботаники, историки, археологи, краеведы. Если ребята пишут исследовательские работы, то эти специалисты являются консультантами работ. После проведенного вместе время в маршруте, без стеснения ребята переписываются со специалистами, получая нужную информацию для исследования. Наше сотрудничество бывает взаимовыгодным. Наши экспедиционные находки интересуют музейщиков. 20 лет в школе пролежала находка с озера Буссе. В результате переписки с сотрудником Тымовского музея Горбуновым Сергеем Вячеславовичем, нам удалось разгадать загадку многих лет. «Предмет, фотографию, которого вы прислали в музей, представляет деталь составного рыболовного крючка из кости морского животного (нерпы, но самого крючка нет. Он привязывался к узкому концу. Такие изготавливали примерно в 10-12 веках нашей эры и чуть позднее
тогдашние жители Сахалина. Эта находка на древних поселениях Сахалина представляет интерес для археологов. Могу сделать вам предложение. Сейчас для Тымовского музея построено трёхэтажное здание, ведутся отделочные работы и потом мы будем делать новую экспозицию в новом здании. Я хочу сделать раздел экспозиции под названием "Древнее рыболовство Сахалина". Это будет едва ли не впервые в нашей области, хотя на островах давно должен быть создан Музей истории рыболовства (рыболовство - главная отрасль Сахалина). И тогда ваш крючок будет центральным экспонатом новой экспозиции, своеобразной жемчужиной музея. Конечно, к нему мы подберем недостающую деталь, т. е. сделаем полную реконструкцию древнего орудия. Подумайте и решите, что для вас более приемлемо. Главное, чтобы она не пропала для науки». Наш ответ после долгих раздумий был однозначным: «Находку передаем в Тымовский краеведческий музей!»
19 октября 2020 года Сергей Вячеславович Горбунов приезжал на встречу с нами. Мы организовали мероприятие для учащихся нашей школы и передали находку в Тымовский краеведческий музей.
Из переписки с С. В. Горбуновым. Вторник, 20 октября 2020, 22:30 + 11:00 от Sergey Gorbunov :
Дорогая Эмма Васильевна и Ваши замечательные ребята!
Бесконечно благодарен за тёплый приём, прекрасный незабываемый день
и чудесную весьма плодотворный маршрут. Работу об истории предмета читал как увлекательнейший роман.
Сегодня торжественно передал находку (крючок) со всей необходимой информацией главному хранителю Тымовского музея Валентине Васильевне Котенко. Она войдёт в основной фонд Тымовского музея и Федеральный Музейный Фонд Российской Федерации.
А наша деловая переписка с Горбуновым С. В. продолжается, но уже по другой теме исследовательской работы. Во время своего приезда, нам удалось выбраться в маршрут, чтобы посмотреть места древних стоянок на территории нашего поселка. Была осень. Вспаханные сельскохозяйственные поля выплеснули на поверхность осколки японской посуды. Мы до снега ходили еще за сборами этих исторических находок. И это новая страница в нашем исследовании родного края.
Самостоятельная работа над исследованиями и проектами приучает ученика мыслить системно, планировать свои действия и предвидеть результат, дает возможность применять полученные знания для создания нового, личностно значимого продукта. Таким продуктом может стать не только завершенная исследовательская работа, но и, например, интерактивная карта «Курильские острова в названиях», примеров которой нет, чатбот, разработанная экскурсия для краеведов, экологическая тропа для младших школьников. С этим продуктом авторы исследования участвуют в конференциях и конкурсах, приобретают опыт конкурсной борьбы, Такое участие воспитывает толерантность к любому проявлению жизни. Результаты исследовательских и проектных работ по краеведению были представлены на ученических конференциях школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровня, а так же участникам практического областного семинара для учителей географии, участникам курсов повышения квалификации ГБОУ «ИРОСО», участникам Дня науки, который проходил в областной научной библиотеке, участникам Южно- Сахалинского образовательного форума «Образование- энергия будущего» Представленные материалы получили общественно-профессиональное признание.
Таким образом, в соответствии с ФГОС, итогом проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты по краеведению, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся. Результатом будет являться и рост их компетенций в сфере исследования или проектирования, формирование умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, вести деловую переписку, встречаться с творческими и талантливыми людьми, профессионалами своего дела и влюбленными в Сахалин, представлять результаты исследования, что, несомненно, выводит качество краеведческого образования на более высокий уровень.