Наталья Жучкова
Развитие коммуникативных навыков как средство создания комфортной и доброжелательной среды для дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Приветствие участников мастер - класса:
Релаксационное упражнение «Заряд бодрости»
Цели: помочь справиться с чувством усталости, помочь настроиться на работу, переключить внимание; улучшить настроение.
Содержание: двумя пальчиками (большим и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого педагоги опускают руки и встряхивают ими.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков как средство создания комфортной и доброжелательной среды для дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.
Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»
Одним из приоритетных направлений ООП дошкольного образовательного учреждения по реализации ФГОС является создание условий для развития ребенка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Под образовательной средой мы понимаем не только дидактические условия, но и совокупность отношений участников образовательного процесса в русле реализации личностно-ориентированного подхода.
Коммуникация, речевое общение на ступени дошкольного детства является одним из условий развивающей комфортной образовательной среды.
Коммуникативные способности, умение общаться – основное условие развития ребёнка, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя посредством других людей.
При нормальном ходе развития дети дошкольного возраста быстро учатся согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносить свои действия с общественными нормами поведения.
Но зачастую имеют место разные факторы, которые, влияя на развитие ребенка, способствуют возникновению проблем в общении (коммуникативных проблем) :
1. Неблагополучные отношения в семье
2. На особенности общения влияет тип нервной системы, который проявляется в темпераменте ребенка
3. Психофизиологические, речевые нарушения, соматические и наследственные заболевания: задержка психического развития; общее недоразвитие речи; СДВГ, гидроцефальный синдром, ПЭП в анамнезе и др.
Особые сложности в плане формирования коммуникативных умений возникают у детей с общим недоразвитием речи.
Для части детей характерна быстрая утомляемость. Дети становятся вялыми, пассивными, притихшими, стремятся в свободное время уединиться от детей; другие, наоборот, проявляют повышенную возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство, низкий уровень сформированности саморегуляции поведения.
Таким образом, перед нами стоит актуальная задача — наряду с оптимизацией логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи находить возможности для целенаправленного развития навыков общения у данной категории детей.
Нами были выделены следующие направления работы:
Развитие эмоциональной сферы детей: развитие способности владеть своими чувствами; обнаруживать и различать эмоции других и производить собственные, адекватные той или иной ситуации, развитие эмоционально-чувственного опыта ребенка.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Цель: развивать у детей умения понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; узнать о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях с родителями и со сверстниками.
Логопед: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся.
Упражнение «Музыка и эмоции».
Цель: способствовать развитию понимания передачи эмоционального состояния и развитию образного мышления.
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, смелая - трусливая, праздничная - будничная, теплая - холодная, ясная - мрачная.
Игра «Назови похожее»
Цель: активизировать словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
Логопед показывает схематическое изображение основной эмоции, дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Формирование коммуникативных умений : уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации, легко вступать в контакт, ясно и последовательно излагать свои мысли, регулировать своё поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами поведения.
Строевой единицей коммуникативной функции речи служит сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеть этой функцией речи, необходимо усвоить различные типы коммуникативно–речевых отношений, которые строятся по определё нным схемам:
- вопрос – ответ;
- вопрос – ответ – вопрос;
- сообщение – вопрос;
- сообщение – сообщение;
- побуждение – сообщение.
В соответствии с данной схемой можно выделить несколько этапов развития коммуникативных отношений.
Этап диалога направлен на развитие умений и желания ребёнка задавать вопросы, что свидетельствует о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чём-то, дети должны уметь выделять главное, осознавать проблему и верно её сформулировать.
Игра «Невпопад»
Цель: развивать умения слушать, анализировать, грамматически правильно оформлять ответы
Логопед обращается то к одному, то к другому из присутствующих с вопросами. Играющий, которому задан вопрос, должен ответить что-нибудь,
не имеющее отношение к заданному вопросу.
Игра «Картинная галерея»
Цель: развивать умения задавать вопросы
Играющие садятся на пол или на стульчики, образуя круг. Логопед показывает им картины. Каждый участник загадывает одну из них, которая больше понравилась. Затем выбирается водящий. Он произносит:
- Все картины хороши,
Но одна лучше!
Остальные участники с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась водящему. Ребенок, который первым назовет загаданную картину, становится водящим, игра возобновляется.
Игра «Я бросаю тебе мяч»
Цель: развивать диалогическую речь, развивать воображение.
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе т… конфетку (цветок, котика и т. д.) Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое и т. д.
Партнёрский этап направлен на развитие общения детей друг с другом.
Игра «Угадай, кто это»
Цель: развивать взаимодействие между детьми, умения общаться, вести диалог.
Все встают в круг. С помощью считалки выбирается водящий - «рассказчик» Он проходит в центр круга и начинает описывать кого– либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т. д. Остальные участники должны угадать, о ком идет речь. Ребенок, который первым дал правильный ответ, становится «рассказчиком», игра возобновляется.
Игра «Доказательство»
Цель: развивать творческое мышление, умение договариваться друг с другом
Логопед раскладывает перед участниками предметы и предлагает им подумать и сказать, какую фигуру можно построить из предложенных предметов. Когда кто–то из детей дает ответ, например: «Из палочек и пуговиц получится машина», то в качестве доказательства он должен выложить придуманную им фигуру. Ребенок, который правильно выполнил задание, получает фишку. Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.
Творческий этап направлен на развитие потребности детей воплощать в жизнь собственные замыслы, выражать собственные переживания. В процессе сюжетно-ролевой игры дети переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых. Кроме того, дети учатся согласовывать свои идеи с замыслами других детей для создания единого сюжета.
Игра «Пойми меня»
Цель: развивать умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (продавец, врач, воспитатель, литературный герой)
Игра «Пресс-конференция»
Цель: развивать умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему: например, «Твой выходной день», «День рождения друга», «Прогулка в парк» и др. Один из участников пресс-конференции «гость» – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
Вывод. Практика свидетельствует, что развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР – это один из способов создания комфортной и доброжелательной среды, который позволяет применять фантазию и творчество, находя свои варианты решений в ходе непосредственного общения и активного взаимодействия взрослых и детей.
Рефлексия: описать метод, приём, игру, теоретический момент, который педагоги взяли на вооружение.
Литература:
1. Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ Сфера
2. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией, Дефектология, 1995 № 6
3. Дмитриевских Л. С. Обучение дошкольников речевому общению : Занятия и игры для детей с ОНР. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г. Москва ТЦ Сфера
5. Слинько О. А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи, Дефектология, 1992 №1
6. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР,
Дефектология, 1996, №1
7. Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ Сфера