Папки-передвижки

Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации

Надежда Тэугяс
Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации

Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ нового «Закона об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» требует пересмотреть подходы к организации образовательного процесса в дошкольных организациях. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных навыков.

Публикация «Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Понятие «Развитие коммуникативных навыков» включает в себя два различных по содержанию компонента, которые обычно не разделимы.

Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Коммуникация - (англ. communikate сообщать, передавать) предполагает:

-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.

-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.

-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом-для достижения результата.

-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.

Существует множество определений понятия «коммуникация». Я предлагаю Вашему вниманию два из них:

Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.

Или:

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Коммуникативная деятельность предполагает:

1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, новыми формами взаимодействия.

2. Освоение детьми разных видов деятельности.

3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

В результате коммуникативной деятельности у дошкольников формируется так называемая коммуникативная компетентность, которая подразумевает развитие следующих умений:

-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.

-Умение получать необходимую информацию в общении.

-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.

-Умение спокойно отстаивать своё мнение.

-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)

-Умение уважительно относиться к окружающим людям.

-Умение принимать и оказывать помощь.

-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Сегодня я хочу остановить Ваше внимание на процессе формирования коммуникативных навыков и умений дошкольников в ходе совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной организации.

Выделяются следующие формы работы с детьми, направленные на формирование у них коммуникативных навыков:

1. Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия.

2. Работа в студиях и кружках ДО.

3. Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов).

4. Вечера отдыха (праздничные вечера, вечера общения и знакомств, детские балы).

5. Камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные.

6. Экскурсионная работа - ознакомление детей с достопримечательностями города, посещение городского музея и детской городской библиотеки.

7. Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, программы по сюжетам телевизионных передач ("большая стирка", "маска-откровение", "моя семья").

8. Наблюдение и элементарный труд в природе;

9. Сценарии активизирующего общения;

10. Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

11. Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

12. Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

13. Игры на развитие мелкой моторики рук;

14. Дидактические игры и упражнения;

15. Бытовые и игровые ситуации;

16. Элементарное экспериментирование.

В процессе развития коммуникативных умений и навыков чаще всего используются следующие методические приёмы:

• беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;

• развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);

• релаксационные упражнения;

• рисование;

• проигрывание психогимнастических упражнений;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• подвижные игры;

• рассматривание рисунков и фотографий;

• игровые обучающие ситуации;

• психоэтюды;

• чтение художественных произведений;

• сочинение историй;

• слушание музыки;

• мини-конкурсы, игры-соревнования

В нашем детском саду активно используется такая форма формирования коммуникативных навыков, как посещение библиотеки детского сада.

Целью посещения библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

В рамках посещения библиотеки проводятся следующие мероприятия:

• тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");

• инсценировки сказок;

• иллюстрирование книг;

• изготовление закладок для книг;

• организация "Книжкиной больницы";

• тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";

• просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы, презентаций о писателях и поэтах;

• чтение художественной литературы.

Для более высокой результативности работы, проводимой в библиотеке используются следующие методические приемы:

• Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.

• Иллюстрирование художественных произведений детской литературы. (Детям предлагается нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет).

• Лепка (изготовление понравившихся героев из пластилина).

• Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.

• Инсценирование понравившихся литературных произведений или отрывков из них.

• Творческие задания (Например:

-Составление загадок. (Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.)

-Приемы фантазирования. (Например,”оживляем” облака (Какие вести они несут? О чем мечтают).

-Прием эмпатии. (Дети представляют себя на месте наблюдаемого: (А что если ты превратишься в кустик? (О чем бы думал и мечтал)

-Схемы- пиктограммы используются при заучивании стихотворений, пересказов.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

ФГОС как совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Задание 1. Выберите (выделите цветом или жирным шрифтом) правильные ответы: 1. ФГОС дошкольного образования — это: а) совокупность обязательных.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 15 января 2015 в 22:59
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Тэугяс (УИ 188212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД