Надежда Тэугяс
Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации
Происходящая в стране модернизация образования, принятие Министерством образования и науки РФ нового «Закона об образовании в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» требует пересмотреть подходы к организации образовательного процесса в дошкольных организациях. В «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» особое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных навыков.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Понятие «Развитие коммуникативных навыков» включает в себя два различных по содержанию компонента, которые обычно не разделимы.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Коммуникация - (англ. communikate сообщать, передавать) предполагает:
-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.
-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.
-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом-для достижения результата.
-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.
Существует множество определений понятия «коммуникация». Я предлагаю Вашему вниманию два из них:
Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.
Или:
Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.
Коммуникативная деятельность предполагает:
1. Взаимообогащение детей новым опытом познания, новыми формами взаимодействия.
2. Освоение детьми разных видов деятельности.
3. Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.
В результате коммуникативной деятельности у дошкольников формируется так называемая коммуникативная компетентность, которая подразумевает развитие следующих умений:
-Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д) и рассказать о нём.
-Умение получать необходимую информацию в общении.
-Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
-Умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками.
-Умение спокойно отстаивать своё мнение.
-Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
-Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.)
-Умение уважительно относиться к окружающим людям.
-Умение принимать и оказывать помощь.
-Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Сегодня я хочу остановить Ваше внимание на процессе формирования коммуникативных навыков и умений дошкольников в ходе совместной деятельности педагогов и воспитанников дошкольной организации.
Выделяются следующие формы работы с детьми, направленные на формирование у них коммуникативных навыков:
1. Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия.
2. Работа в студиях и кружках ДО.
3. Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов).
4. Вечера отдыха (праздничные вечера, вечера общения и знакомств, детские балы).
5. Камерные формы работы - литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные.
6. Экскурсионная работа - ознакомление детей с достопримечательностями города, посещение городского музея и детской городской библиотеки.
7. Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, программы по сюжетам телевизионных передач ("большая стирка", "маска-откровение", "моя семья").
8. Наблюдение и элементарный труд в природе;
9. Сценарии активизирующего общения;
10. Игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;
11. Слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
12. Инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;
13. Игры на развитие мелкой моторики рук;
14. Дидактические игры и упражнения;
15. Бытовые и игровые ситуации;
16. Элементарное экспериментирование.
В процессе развития коммуникативных умений и навыков чаще всего используются следующие методические приёмы:
• беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;
• развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);
• релаксационные упражнения;
• рисование;
• проигрывание психогимнастических упражнений;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• подвижные игры;
• рассматривание рисунков и фотографий;
• игровые обучающие ситуации;
• психоэтюды;
• чтение художественных произведений;
• сочинение историй;
• слушание музыки;
• мини-конкурсы, игры-соревнования
В нашем детском саду активно используется такая форма формирования коммуникативных навыков, как посещение библиотеки детского сада.
Целью посещения библиотеки является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.
В рамках посещения библиотеки проводятся следующие мероприятия:
• тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");
• инсценировки сказок;
• иллюстрирование книг;
• изготовление закладок для книг;
• организация "Книжкиной больницы";
• тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";
• просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы, презентаций о писателях и поэтах;
• чтение художественной литературы.
Для более высокой результативности работы, проводимой в библиотеке используются следующие методические приемы:
• Использование иллюстративного материала – читая вслух произведения, необходимо показывать предметы и героев, изображенных на иллюстрациях к книге.
• Иллюстрирование художественных произведений детской литературы. (Детям предлагается нарисовать понравившегося героя или понравившийся сюжет).
• Лепка (изготовление понравившихся героев из пластилина).
• Литературные игры-викторины по произведениям различных авторов.
• Инсценирование понравившихся литературных произведений или отрывков из них.
• Творческие задания (Например:
-Составление загадок. (Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.)
-Приемы фантазирования. (Например,”оживляем” облака (Какие вести они несут? О чем мечтают).
-Прием эмпатии. (Дети представляют себя на месте наблюдаемого: (А что если ты превратишься в кустик? (О чем бы думал и мечтал)
-Схемы- пиктограммы используются при заучивании стихотворений, пересказов.
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач его подготовки к дальнейшей жизни.