Екатерина Балашова
Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста через проектную-кружковую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Детское конструирование - это процесс сооружения таких построек, в которых предусматриваются взаимное пространственное расположение частей и элементов и способы их соединения в соответствии с назначением построек. В процессе конструирования дети учатся составлять из отдельных частей целое, что требует активной работы мысли, воображения. Выявление признаков предметов, сравнение и обобщение происходит наглядно- действенным способом.
Публикация «Развитие конструктивных способностей у детей младшего дошкольного возраста через проектную-кружковую деятельность» размещена в разделах
Конструирование имеет большое значение для развития ребёнка. На занятиях по конструированию дети учатся планировать предстоящую работу, анализировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.
Конструирование объединяет детей, приобщает их к коллективной деятельности. Дети при этом проявляют находчивость, выдумку, советуются, договариваются, кто что будет делать, помогают друг другу. Занятия по конструированию, развивают творческие способности, сноровку, воспитывают усидчивость, трудолюбие, терпение.
Конструирование даёт возможность действовать с геометрическими телами,на практике познакомиться с сенсорными признаками предметов (цвет, форму, величину) и научиться оперировать ими, усваивать правильные названия деталей строительного набора, совершенствовать восприятие пространственных отношений (правее, левее, выше, ниже, за, рядом, перед). Действия с крупным строительным материалом способствуют укреплению мускулатуры ребёнка; игры с настольным строительным материалом развивают мелкую моторику рук. Конструктивная деятельность развивает глазомер, тренирует координацию рук и глаза.
Изучив психолого – педагогическую и методическую литературу (Л. В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» ,я выбрала кружок «Путешествие в страну инженерия» и были поставлены следующие цели и задачи.
• Цель: Развивать конструктивные способности детей младшего дошкольного возраста на занятиях по конструированию и в совместной игровой деятельности.
Задачи:
1. Учить сооружать элементарные постройки: дорожки (узкие, широкие, длинные, короткие, башенки (два, три, четыре кубика, поставленные один на другой, лесенки (с двумя тремя ступеньками, мебель (стульчик, диван, кроватку, стол, машину, горку, домик, ворота и д. р.
2. Продолжать знакомить ребёнка с разными деталями (разной величины, формы, цвета, выполненными из разных материалов, способствовать запоминанию названий деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма).
3. Обогащать практический опыт ребёнка, касающийся расположения деталей на плоскости и в пространстве (поставить один кубик на другой; кирпичик можно ставить на длинную узкую сторону и короткую узкую сторону – забор)
4. Поупражнять в плоскостном конструировании (накладывать палочки Кюизенера на изображенние, выкладывать изображения по образцу воспитателя)
Прежде чем приступить к конструктивной деятельности с детьми были изучены различные методические рекомендации по организации и проведению обучающих занятий и совместной деятельности детей.
На первоначальном этапе работы были изучены способности и интересы воспитанников выяснилось: что не все дети могут различать строительный материал по форме,
не все знают названий деталей,
не все умеют строить элементарные постройки.
• Для развития конструктивных способностей была создана предметно – развивающая среда в группе, которая является одним из условий развития творческой активности дошкольников. В неё вошли:
• Материалы Фрейбеля
• Палочки Кюизенера
• блоки Дьенеша,
• сложи узор,
• уникуб,
• конструктор «Тико»,
• Яркий красочный дидактический материал,
• мелкий настольный и крупный напольный строительный материал,
• Методическое сопровождение.
Они соответствуют возрастным особенностям детей, безопасны и изготовлены из экологичных материалов.
Для удобства строительный материал и конструктор разложен по коробкам разной величины; разработана картотека занимательных игр и упражнений по конструированию.
Мною было составлено перспективное планирование. При планировании занятий по конструированию учитывала возраст детей и уровень их развития. На занятиях дети приобретают новые знания и умения. Занятия провожу систематически со всей группой детей один раз в неделю.
Кроме систематических занятий по программе кружка, провожу один раз в месяц занятие – закрепление, это занятие состоит из игровых заданий которые направлены на закрепление у детей полученных знаний и умений и приобретении на их основе новых. Например: «клетка для зверей» игровое задание.
Такие игровые задания проводятся по всем темам перспективного планирования.
Конструирование так же связанно с ознакомление худ. литературой, развитие речи.
Пример: Художественная литература и конструирование :
Знакомимся со сказкой «Колобок», перед тем, как рассмотреть странички, мы с детьми вспоминаем сказку «Колобок», и вместе с детьми узнаем, о ч м именно «рассказывает» страничка и вспоминаем песенку колобка. Дети выбирают домик или персонажа для выкладывания (методом наложения). Затем детям предлогаю в самостоятельной деятельности, которые хорошо освоили этот материал (т. е. создание изображения методом наложения) уже сделать персонажей с опорой на рисунок художника.
Так же игра «Построим лесенки»
Детям очень интересны интегрированные занятия, которые я часто использую при изучении новой темы или закреплении.
Плоскостное конструирование – это игры, которые упражняют детей в накладывании фигур на изображенние, выкладывании изображения по образцу. К каждому такому упражнению существует приложение в виде карточек, сюжетных картинок, контурных схем. Выполняя такие задания дети легко запоминают и различают геометрические фигуры. При обучении плоскостному конструированию ребёнок учится видеть в квадрате - куб, в треугольнике – призму, в круге – шар, развитие сенсорных эталонов.
Так же во время уборки строительного материала я продолжаю учить детей сравнивать детали по цвету, длине, величине, и аккуратно разбирать постройки сортировать детали.
Для совместной деятельности с детьми мною была разработана картотека «Занимательные игры и упражнения по конструированию» (Совместная деятельность проводится в виде дидактических игр, занимательных упражнений как по подгруппам так и индивидуально в утренние и вечерние часы.
В дальнейшем в течении года буду продолжать знакомство детей со строительным материалом : блоки Дьенеша, сложи узор, уникуб, конструктор «Тико.