Папки-передвижки

Развитие логического мышления и познавательного интереса у дошкольников

Наталья Костина
Развитие логического мышления и познавательного интереса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И8 ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У

ДОШКОЛЬНИКОВ.

Детство - самая счастливая пора жизни человека. Период дошкольного детства относительно всей жизни недолгий, а как он насыщен познанием, велик поток информации, которая обрушивается на маленького человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, считаю я, как педагог, мы должны помогать ребенку, создавать условия для его познания. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, а порой нетактичность взрослого может затормозить мыслительную активность ребенка, которая имеет поистине бесценное значение для его развития. Поэтому основные наши усилия, как педагогов, должны быть направлены на то, чтобы воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений, научить логически мыслить.

Публикация «Развитие логического мышления и познавательного интереса у дошкольников» размещена в разделах

Словесно-логическое мышление одно из трех видов мышления. Развитие логического мышления включает в себя - использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов, вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у ребенка формируются важные качества личности - самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатываются усидчивость, развиваются конструктивные умения, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Мышление не возможно без речи, они тесно связаны между собой и постоянно взаимодействуя, развивают друг друга, а с развитием самостоятельности мышления у дошкольника развивается речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного, что является главным условием обучения в школе.

Учитывая важность данной проблемы, в нашей группе проводится с детьми углубленная работа в этом направлении, используя различные игры - как ведущую деятельность дошкольника, поэтому познание должно носить занимательный характер. Такие игры «Летает, не летает?», «Съедобное не съедобное?» - способствуют формированию внимания ребенка, учит выделять существенные признаки предметов. Игра «Придумай сам» - учит придумывать самостоятельно небылицы, включая их в свой рассказ. Упражнения «Собери фигуру» - учит анализировать элементарную схему предмета. Игра «Волшебный клад» - закрепляет пространственную ориентировку. Упражнение «Как расположены фигуры» – упражняет в анализе групп фигур, установлении закономерностей. Все эти и др. игры помогают развивать способность к проведению простейших обобщений и умений, учат обосновывать свои ответы, правильно строить умозаключения, наблюдать, сравнивать, замечать общее в различном, отмечать главное.

В блок работы по развитию логического мышления с дошкольниками в свою работу включаю многообразный занимательный материал - это и развлечения, задачки, шутки, загадки, пословицы, считалки, игры «Танграм» «Волшебный круг», ребусы, головоломки. Очень полезны задания с применением схемы, например «Где спряталась матрешка?», «Найди по плану», «Построй дом по схеме». Весь этот материал интересен по содержанию, занимателен по форме, отличается необычностью решения, парадоксальностью результата.

Для достижения желаемого результата использую такие формы работы - как НОД, в которую включаются задачи, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности, специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей- по познанию, коммуникации, безопасности, познавательно-речевом направлении.

В работе по развитию мышления стараемся помочь детям осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности с помощью вопросов, например: почему осенью люди одеваются теплее? Почему нельзя кататься летом на лыжах? Почему зайца трудно увидеть на снегу? Можно ли два шарика поставить друг на друга? что произойдет? Эти и подобные вопросы можно задавать во время прогулки, наблюдений, режимных моментов. Неиссякаемую пищу для логических упражнений хорошо использовать в работе знакомые и любимые детям сказки. С радостью и интересом дети отвечают на такие вопросы (Кто из 3х поросят не боялся в своем доме? Почему? Почему волк убежал без хвоста? и т. д. Хорошо использовать для развития логического мышления отгадывание загадок, организуя развлечения В гостях у Петрушки), Поможем Незнайке найти правильный ответ. Естественно, загадки для детей трудны, но предложить подумать, натолкнуть на мысль, например обобщающим понятием, показом предметов или картинкой, одна из которых есть отгадка, тем самым дать работу мышлению. А в подготовительной группе дети сами составляют загадки описания. Но более сложной работой является понимание пословиц и поговорок, Спросить, почему так говорят, например по Сеньке шапка. Дети затрудняются с ответом, тогда можно для понимания внести 2 шапки, одну потрепанную, другую чистую, красивую, аккуратную и на наглядном примере рассказать истории про мальчиков, которых звали одинаково - СЕНЬКА, или другой вариант по осмысливанию пословиц, поговорок. Можно предложить 2-3 варианта объяснений, из которых дети должны выбрать подходящий и объяснить, почему так считают. Эту работу можно проводить в любой отрезок режима- собрали кучу листьев и веток, предложить послушать и запомнить пословицы и поговорки- один в поле не воин/ птицу узнают в полете, а человека в работе/ у ленивого Емели семь воскресений на неделе/ не спеши язычком, поспеши делом/ и т. д. ,а во время обеда говорю/поработаешь до поту, поешь, в охоту/,тяжко тому жить, кто от работы бежит/. Почему так говорят?

С детьми нашей группы заучивается много считалок, шуток многие из которых направлены на развитие мышления, т. к. в них содержатся задания, которые очень нравятся детям, например складывание цифр в считалке весело и интересно, потому что яркие образы, ритмическое звучание стиха, облегчает счет, а игра слов и звучаний, развивает внимание, сообразительность, мышление например- на березу села галка, две вороны, воробей, три собаки, соловей. Сколько птиц скорее посчитай?/5/ Создавая в своем воображении яркие образы считалки, шутки, прослеживая эмоционально насыщенный сюжет, ребенок развивает мышление, образную память, управляет воображением, создает свой ни с чем не похожий мир, что является основой логического мышления, фантазии. В богатой образами считалке, загадке, шутке рассказывается целая история и это очень полезно использовать в работе по данной проблеме. Предлагаю послушать считалку или потешку, а затем задаю вопросы по содержанию\ Как вы думаете, когда происходит действие или событие? А что будет с героями дальше? А где они живут? Как вы думаете кто их друзья и враги? Какие волшебные предметы могут преодолеть препятствия? Какие герои могут им помочь, а какие помешать? Дети фантазируют в такой игре. В другой игре например /сочини сказку/,читаю считалку По городу идет Иван, потерял он свой кафтан

А кафтан на улице, его клевали курицы,

Курицы, наседки Дон-дон-дон-дон

Начинай играть свой кон. Или

Зайчишка- трусишка, по полю бежал,

В огород забежал, капусту нашел,

Сидит, грызет и хозяин идет.

По таким четверостишьям дети сочиняют сказку,задавая выше поставленные вопросы, при этом развивается и мышление и речь. Очень хорошо использовать игры /Отвечай быстро/

Звонкий, быстрый, веселый…. /мяч/

Вкусный, алый, сочный…./арбуз/

Бурый, неуклюжий, косолапый…/медведь/

Желтые, красные, разноцветные, осенние…/листья/. Или игра /Где буква, а где цифра, прочти слово/.Разнообразные игры помогают приобрести не только навыки счета, письма, развитие фонематического слуха и речи, но и способствуют развитию логического мышления, творчества, они учат детей думать, развивают такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, а выполнение практических действий с использованием логических игр вырабатывают у детей умения воспринимать познавательные задачи, находить новые способы решения, это в свою очередь ведет к проявлению творчества- придумыванию новых вариантов логических задач, фигур, силуэтов. Играя, дети начинают осознавать, что в каждой игре заключена какая –то хитрость, выдумка, забава, найти и разгадать ее невозможно без сосредоточенности и напряженного обдумывания, а занимательный материал не только развлекает детей, но и дает возможность им отдохнуть, заставляет задуматься, стимулирует развитию нестандартного мышления.

В работе с детьми по развитию логического мышления использую задачи- шутки, которые помогают разнообразить и оживить занятия – например/ в море плавало 9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море? 9/ В 10.00 часов малыш проснулся, когда он лег спать, если проспал 2 часа?/в8часов/. Сколько орехов в пустом стакане?/0/ На березе выросло 10слив,3сливы девочка сорвала. Сколько слив осталось? За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков за забором? На полке 5 пар ботинок. Сколько ботинок на правую ногу? Такие задачки-шутки способствуют развитию внимания и сообразительности, предостерегают ребенка от поспешности ответов и необоснованных выводов? Эти задачки побуждают ребенка рассуждать, мыслить, находить ответ, используя ранее полученные знания. Пытаясь думать, рассуждать, приводя различные доводы и опровергая сам себе, нащупывая правильный путь рассуждения, ребенок развивает свое логическое мышление. Задачи и головоломки, ребусы, составлены на основе законов мышления, особое их значение отличается в сообразительности, логичности, гибкости и критичности ума. Задачки-смекалки интересны своей занимательностью. Результат решения- догадка, которая свидетельствует о развитии смекалки. Смекалка- особый вид проявления творчества, нахождения способа решения, она выражается в результате анализа, сравнений, обобщений.

Весь комплекс работы по развитию логического мышления- это длинная интеллектуальная лестница, чем выше поднимаешься, тем больше усилий прилагаешь, тем больше удовлетворения в душе. Важно не погасить желание двигаться дальше, а для этого ребенка надо заинтересовать, поощрять, вовремя помочь, зная о том, что логическое мышление полностью формируется в подростковом возрасте, а росточки его мы должны заложить в дошкольном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева Развивающие игры для дошкольников Москва1996г

2. В. И. Мирясова Занимательные игры-задания в детском саду Москва 2004г. 3. Л. Н. Касымова, Н. С. Коргина,Г. Н. Буренкова Математика и логика в дошкольных учреждениях Ульяновск 2003г.

4. Р. К. Шаехова Играем-размышляем Школа Казань 2004г.

5. Л. Н. Прохорова Путешествие по фанталии Сант-Петербург1999г.

6. Почитаем, поиграем /песенки, потешки,сказки, стихи с развивающими заданиями Москва 2007г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений»Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство - короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.

Я приглашаю Вас в страну «Детство» Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время. Это мир открытий. Там живут дети, маленькие, хрупкие и очень доверчивые,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления и познавательного интереса у дошкольников
Опубликовано: 9 января 2014 в 19:29
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления и познавательного интереса у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Костина (УИ 175796) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД