людмила головашина
Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте.
Логика – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.
Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.
Публикация «Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы», и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п. Нередко ребенок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами и это очень беспокоит родителей. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: геометрических фигур или кругов, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры - много кругов и несколько квадратов. Дети отвечают, что больше кругов. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети к пяти годам еще не владеют.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Логическое мышление это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции : определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!
Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.
Итак, логика изучает пути к истине!
Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».
Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли. Преодолеть эту слабую сторону вы сможете, используя логические игры. Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.
Итак, работа с детьми по развитию элементов логического мышления включается во все основные структуры педагогического процесса:
• Учебные занятия;
• Организацию совместной деятельности с детьми;
• Предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельность.
Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах. Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме кругов Эйлера, логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера. Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.
Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры.
Вот несколько из них.
На развитие смекалки : «Кто позвал?»
Игра для маленьких. Сущность игры заключается в том, чтобы по голосу определить кто сказал слово.
На понимание: «Чей след»
Рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы.
На развитие художественно – образного мышления :
«Фигуры» На что похожи геометрические фигуры?
«Тень»- по тени определить, от какого она предмета.
Игры на интуицию: «Дорисовки»
Дорисовать фигуру.
«Слова» закончить стихотворение. Используйте произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто.
Игры на развитие внимания : «Что лишнее?», «Найди отличия».
В эти логические игры можно играть, как в детском саду, так и дома вместе с родителями.