Ольга Гладкая
Развитие логического мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие
К школе ребенок должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний и представлений об окружающем, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира; уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
Публикация «Развитие логического мышления» размещена в разделах
Одна из важнейших задач начального обучения – развитие у дошкольников логического мышления.
Что же такое мышление!
Мышление- активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи – мозга.
Познание человеком окружающего его мира осуществляется в двух основных формах:
- в форме чувственного познания ( это: ощущения, восприятия и представления) и
- в форме абстрактного мышления.
Психолог Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 6-7 лет обычно мыслит конкретными материями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление ребенка, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые ему дала природа и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Задача современного педагогического воспитания состоит в развитии и воспитании творческого человека. «Творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». (Мнение одного из ведущих, с
исследователей проблем творчества – П. Торреса).
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности, взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.
Сравнение- это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
В ходе обучения приему сравнения ребенок должен овладеть следующими умениями:
1. Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом.
2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
3. Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.
Классификация- это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.
Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.
Овладеть приемами обобщения и классификации в полном объеме дошкольник пока не в состоянии. Ему еще трудно в этом возрасте освоить необходимые для этого элементы формальной логики. Но у него можно сформировать следующие умения:
1. Относить конкретный объект к заданному взрослым классу и, наоборот, конкретизировать заданное взрослым общее понятие через единичные действия.
2. Группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу словом (действия и обозначения).
3. Распределять объекты по классам (действие классификации). В отличии от обобщения, классификация, кроме рассмотренных действий, предполагает проведение распределения объектов по классам.
Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты.
В старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть, следующими умениями, необходимыми для существования систематизации:
1. Находить закономерность расположения объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в одном ряду.
2. Упорядочивать объекты ряда, расположенные случайным образом.
3. Находить закономерности расположения объектов, упорядоченных на основе двух и более признаков и размещенных в матрице.
Когда ребенок научается соотносить, сравнивать предметы по их внешним признакам, например, по форме, цвету, величине, можно переходить к обучению и более сложному интеллектуальному действию – соотнесению предметов по смыслу.
Соотнести предметы по смыслу – значит найти какие-то связи между ними. Лучше, если эти связи основываются на существенных признаках, свойствах предметов и явлений. Однако важно уметь опираться и на второстепенные, менее значимые свойства и признаки.
Обучение «смысловому соотнесению» - это обучение умению быстро схватывать (находить) такие отношения.
Последовательность обучения должна быть следующей:
1. Смысловое соотнесение двух наглядно представленных предметов («картинка – Картинка»).
2. Соотнесение наглядно представленного предмета с предметом, обозначенным словом («картинка – слово»).
3. Смысловое соотнесение предметов и явлений, представленных в виде слов («слово – слово»).
Анализ дошкольного и школьного обучения показывает, что развитие способностей у многих детей значительно отстает от темпов роста объема знаний. Это объясняется тем, что усилие воспитателей направлены на усвоение конкретных знаний, хотя известно, что система знаний ученику нужна не сама по себе, а для решения самых разнообразных практических заданий. Поэтому, сейчас как никогда раньше остро стоит проблема развития логического мышления детей, воспитания творческой личности. Никто не сомневается в том, что начинать работу по совершенствованию своих познавательных, творческих и мыслительных способностей никогда не рано и никогда не поздно.
«Ум, талант, способность представляют собой норму, а не исключение…»Глупый» человек, человек с непоправимым недостатком «способности суждения» - это прежде всего изуродованный человек, с искалеченным мозгом. И эта «искалеченность» есть всегда последствие ненормальных «педагогических» «воздействий», - писал И. В. Ильенков.
Следуйте правилу: «Сегодня не получилось – обязательно получится завтра, надо только захотеть!» (Н. К. Винокурова).