ЕЛЕНА РЕШЕТНИКОВА
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию
▼ Скачать + Заказать документы
Сoвременная структурa oбучения в школе значительно повысила требования к уровню развития математических представлений у выпускников детскoгo сада. Развитие элементарных математических представлений - важная часть интеллектуального и личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.
В настоящее время идет активный поиск возможностей обновления и качественного улучшения форм обучения детей дошкольного возраста, методов и средств развития математических представлений, а также условий.
Одним из средств развития математических представлений является физическое развитие и плавание.
Практика свидетельствует, что обучение плаванию- это одно из наиболее эффективных средств, в воспитании здорового, физически и умственно развитого ребенка.
Отличительной особенностью плавания является то, что оно сочетает в себе возможность гармоничного развития организма, выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, а также эмоциональную притягательность водной среды. В процессе обучения плаванию дети встречаются с математическими отношениями : необходимо сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая.
Занятия плаванием призваны решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи ставят целью формирование двигательных умений и навыков, развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости и др.) и двигательных способностей (координации движений, дыхательные функции) у детей, формирование знаний о видах и способах плавания и собственном теле, осознанности двигательных действий, развитии пространственных ориентировок, усвоение спортивной терминологии, развитие внимания, мышления, памяти.
Обучение плаванию – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с его помощью можно развивать не только физические способности ребенка, но и интеллектуальные. Посещая занятия по плаванию, ребенок приобретает, новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей дошкольного возраста и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект.
Увеличивается объем не только двигательных умений, но и знания, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками. Дети активно воспринимают новые предметы, их свойства.
Поэтому не следует ограничивать занятия в бассейне каким-либо одним видом деятельности. Чем разнообразнее и насыщеннее будут занятия, тем больший эффект они дадут. Чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и разностороннее его развитие.
Предлагая детям различные упражнения, следует учитывать не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на различные математические отношения, предлагать выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.
Сочетание математики и плавания дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира; предоставляет возможность для повышения двигательной активности детей.
Занятия плаванием с использованием подвижных и дидактических игр становится более насыщенным и интересным для детей.
Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на «первый – второй». Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».
Реализация работы по развитию математических представлений показывает, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.
Очень важен эмоциональный настрой, поддерживающий интерес к занятиям. Доброжелательная оценка, анализ причин, приведенных к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяла детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказать свое мнение. Атмосфера эмоционального творческого подъема создает ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.