Татьяна Рауткина
Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие математических способностей у дошкольников.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями.
Публикация «Развитие математических способностей у дошкольников на освнове фольклора» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К. Д. Ушинский писал: «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Приобщая детей к общечеловеческим ценностям необходимо воспитывать наших детей на основе традиций русского народа.
Задачи:
- Воспитывать гордость за свой народ;
- Побуждать чувство любви к Родине;
- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. Русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки привлекают вниманием не только как жанр устного народного творчества. В них заключается огромный потенциал для умственного развития ребенка.
Выдающиеся отечественные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, А. М. Леушина и другие неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных жанров, как средство воспитания и обучения детей.
К малым фольклорным жанрам относятся произведения, различающиеся по жанровой принадлежности, но имеющие общий внешний признак – небольшой объем.
Фольклор – это сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов, построенных на прекрасных рифмах, соприкосновение с которыми очень важно с малых лет.
Малые фольклорные жанры способствуют не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигур и т. д., но и развитию мышления, речи, тренировке внимания, памяти, развитию познавательной активности.
Через фольклорные жанры мы знакомим детей с числами, величиной, закрепляем знания о них и используем как игровой материал.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точек зрения, отмечаются простейшие математические отношения. Загадка может служить исходным материалом для знакомства с математическими понятиями – число, величина, отношение. Например:
На четырех ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять
Ты можешь сесть и отдыхать (стул).
Скороговорки можно разучивать на занятии и в режимные моменты. Например, во время знакомства с числами и цифрами первого десятка используют следующие скороговорки:
Шесть мышат в камыше шуршат.
Три сороки, три трещотки потеряли по три щётки,
Три сегодня, три вчера, три ещё позавчера.
Пословицы, поговорки, загадки и скороговорки можно включать в занятия по математике с целью закрепления количественных представлений.
Интересные возможности представляет работа со считалками, применяемыми детьми не только для определения ведущего или распределение ролей в игре, но и способствует развитию количественных представлений, умению называть числа в прямом и обратном порядке. Часто маленькие дети не правильно считают, пропускают числа, быстрее запомнить счет помогает считалка. Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Надо нам друзей искать,
А без друга в жизни туго
Выходи скорей из круга.
Какую математическую задачу можно повторить, используя отрывки из русских народных сказок? Это количественный и порядковый счет, сравнение величины, форма. Приведу пример. Взрослый показывает лист бумаги (ватманский лист, на котором наклеены две ё лочки: одна – в левом верхнем углу, другая – в правом нижнем. Причем разница по высоте елочек едва различима на глаз. Дети слушают сказку: «Под одной из ёлок зарыт клад. Два добрых медвежонка хотят помочь Ивану-царевичу найти его. Медвежата знают секрет: клад зарыт под той елкой, которая выше. Но медвежата никак не могут определить, какая ёлка выше, поэтому не знают где копать. Они все спорят, а Иван-царевич ждет…»
Дети моментально включаются в сказочную ситуацию, так как перед ними интересная задача – помочь Ивану-царевичу отыскать клад. Сначала дети пытаются измерить высоту елок на глаз. На это следует возразить: «А вдруг ты ошибся! Тогда медвежата потратят столько сил, а клад не найдут». Начинается поиск решений. Сделав мерку, равную одной из ёлок, можно определить, какая ёлка выше, и указать медвежатам, под какой из них капать клад.
Для творчества необходимы знания. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческой задачи. Именно поэтому с изучением теории методики большое внимание должно уделяться сбору практического материала по математике : загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки.
Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес к изучению математики посредством русских народных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься математикой.