Получи документы

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук»

Жанна Цыганкова
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук»

Мастер-класс

«Развитие мелкой моторики рук»

«Рука - это вышедший наружу мозг человека»

Н. Кант

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.

Публикация «Мастер-класс „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т. е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так : попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь. Рука даё т много информации: о весе, мягкости – твёрдости, гладкости – шероховатости, теплоте – прохладе, сухости – влажности. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:

1. Органов движения.

2. Органов познания.

3. Аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов).

Если ребёнок, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Ниткопись – выкладывание ниткой контуры предметов по предварительно проведённой линии.

Театр в руке.

Шнуровки.

Работа с пластилином, тканью.

Работа с природным и бросовым материалом.

Помогут подготовить руку ребёнку к письму, развить пространственной воображение, научить ребёнка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движении руки, что даст возможность заложить правильную основу для формирования правильного письма.

Штриховка.

Графические диктанты.

Бумага

Сегодня я вас познакомлю с технологией изготовления аппликационной мозаики из крепированной бумаги.

Нам понадобится: крепированная бумага, клей, ножницы.

Прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю вспомнить правила безопасной работы с данными инструментами и материалами.

Практическая часть

Из полосок гофрированной бумаги нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.

Нарисуйте на плотной бумаге или картоне любой узор.

Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.

Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.

Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.

У вас получится цветная трубочка-торцовочка.

Поставьте ее на клей.

Выньте стержень.

Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.

Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.

Заключительная часть.

Сегодня вы научились делать аппликационную мозаику, которая способствует развитию мелкой моторики рук, развивает внимание и воображение.

Развивая мелкую моторику – мы развиваем речь.

Спасибо.

Публикации по теме:

Цветок из салфетокЦветок из салфеток У нас метели, все дорожки замело и запорошило. Нам не разрешают идти на прогулку. Я взяла в руки салфетку и порвала ее, а затем скрутила.

Кружок «Волшебные пальчики»Кружок «Волшебные пальчики» Занятия в кружке способствуют формированию добрых чувств к близким. Дают возможность выразить эти чувства, ведь можно сделать подарок своими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук»
Опубликовано: 27 января 2014 в 19:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД