Развитие мелкой моторики

Светлана Владимировна Жужгова
Развитие мелкой моторики

Цель: развитие центральной нервной системы, всех психических процессов и в частности речи.

Выполняя пальчиками различные задания и упражнения, ребенок достигает хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Если упражнения вызывают у ребенка некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Задания для развития мелкой моторики

Удерживание больших предметов двумя руками, маленьких одной. Перекладывание игрушек, предметов из руки в руку, перестановка их на столе.

Совершенствование хватания щепотью (указательным и большим пальцами) в играх на сортировку, переноску.

Открывание и закрывание различных крышек (коробочки, баночки, бутылочки, пузырьки, шпингалетов.

Расстегивание и застегивание пуговиц, кнопок, клепок, липы, молний, (начиная с больших размеров по мере усвоения уменьшая его).

Шнуровка – различные ее виды (игры «Волшебные шнурочки», развязывание и завязывание узлов, бантов.

Работа с мозаикой (сначала с крупной, постепенно уменьшая произвольное втыкание кнопочек, выкладывание дорожки, составление узоров по схеме и произвольно).

Собирание пирамидок, матрешек, вкладышей (простые, с последующими усложнениями).

Нанизывание бусинок (разного диаметра).

Собирание цепочек (из скрепок, фабричного изготовления).

Собирание построек из различных по виду и размеру конструкторов (деревянный, лего – крупный, мелкий, мягкий конструктор, с пластмассовым инструментом – откручивание и закручивание различных гаек, шурупов, болтов и т. д.).

Игры с песком (пересыпание, поиск игрушки, спрятанной в песке – различные по размеру, выполнение построек из сырого песка).

Криотерапия (игры с водой разной температуры, со льдом).

Работа с пластилином, глиной, бумагой.

Игры с орехами, семечками, крупой, счетными палочками, спичками (с очищенными головками).

Работа карандашом, ручкой, кисточкой, ножницами.

Плетение косичек из различного материала (полоски ткани, шпагат, различные тесемочки, ленточки и пр.).

Выкладывание узоров, цифр, букв на бархатной бумаге, используя пряжу, нитки различной толщины.

Работа с трафаретами, закрашивание, штриховка, обведение по контуру, рисунки по точкам, дорисовывание недостающих деталей, печатание.

В настоящее время широко используются различные пальчиковые упражнения.

Сначала рекомендуем выполнять статические упражнения - удержание позы, фигуры, сделанной из пальчиков «Крыша», «Флажок», «Зайчик», «Птица клюет», «Орел», «Стул», «Очки». Затем динамические,то есть включающие движения пальчиками: «тук-тук», постучали кулачком о кулачок; «Зайчик серенький сидит и ушами шевелит – движения ушками (указательным и средним пальчиками); «Собака лает» - большой палец смотрит вверх, указательный загнут, опускаем безымянный пальчик и мизинец вниз, либо только мизинец; «Человечек» - ходьба указательным и средним пальчиками по столу; «Пчелка летает» - круговые вращения указательным пальчиком, остальные в кулачке.

Особенно детям нравятся динамические упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом.

«Еж»

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков всех остальных пальцев (начиная с указательных)

«Пальчики»

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.

1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого, затем сгибать в обратном порядке.

«Пароход»

Пароход плывет по речке.

И пыхтит он словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы подняты вверх, движения руками.

«Стул»

Ножка, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх к ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.

Наиболее сложными по выполнению являются пальчиковые кинезиологические упражнения. Они развивают межполушарное взаимодействие, синхронизацию работы полушарий головного мозга.

«Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук соединяя в кольцо с большим пальцем сначала одной рукой, затем другой, двумя одновременно (глядя на руки, в потолок, закрыв глаза).

«Кулак – ребро – ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (ладонь, сжатая в кулак, ладонь, стоящая на ребре, ладонь, лежащая на столе).

«Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за левое ухо, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Отработав это задание, добавить хлопок в ладоши при смене положения рук.

«Рожки да ножки»

«Рожки» - указательный палец и мизинец вытянуть, остальные пальцы в кулаке, придерживать большим пальцем, рука поднята вверх. «Ножки» - указательный и средний пальцы вытянуть, остальные в кулак, придерживаются большим, рука опущена вниз.

Более сложный вариант. Одна рука показывает «рожки», вторая – «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями.

«Пальцевые прятки»

Обе руки сжать в кулак. Поднять большой палец правой руки вверх, а мизинец левой руки вытянуть вниз. Поменять положение пальцев с точностью до наоборот.

«Симметричные рисунки»

Нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглых предметов: яблоко, арбуз, затем другие геометрические фигуры, затем прописывать слова).

Необходимо помнить, что развитие мозга напрямую связано с развитием руки, все упражнения, направленные на совершенствование мелкой моторики рук, автоматически влияют на развитие мозга. Упражнения необходимо подбирать с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики как предпосылки развития речи В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской.

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Обитатели водоемов
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 18:18
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. День снеговика на МААМ

Очередной тематический день посвящен снеговику — верному спутнику и  помощнику Деда Мороза. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы расширить знания детей по этой теме и увлечь «снеговиковым»...

5 декабря. Международный день волонтёра

К счастью, не всё в нашем мире измеряется в деньгах, и не всё можно купить за деньги. Есть вещи более значимые и монументальные. Любовь, доброта, умение радоваться жизни, желание помочь ближнему – сделать...

Конспект интегрированного занятия «Из пушистого снежка слепим мы снеговика» в младшей...
Конспект интегрированного занятия «Из пушистого снежка слепим мы снеговика» в младшей группе. Вид занятия: Коллективная аппликация нетрадиционным...
Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Путешествие в лес, или Как...
ЗАДАЧИ. Образовательные задачи: 1. Учить различать и называть геометрические фигуры. 2. Уточнить представления детей о детенышах диких животных. 3....
Фотоотчет «День написания писем Деду Морозу в старшей группе»
Уже совсем скоро в каждый дом придет волшебство. Новый год-долгожданный праздник для взрослых и детей. Все мы ждем от него чуда, волшебной сказки и...