Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Наталья Жаброва
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Истоки способности и дарования детей – на кончиках пальцев. На основе обследования детей, была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Вы все прекрасно знаете, что такое мелкая моторика рук, но я повторю: Это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы рук, т. е. пальцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом как ходьба, бег, прыжки, а требуют специального развития. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, начиная с рождения ребенка. С первых дней жизни малыша необходимо как можно чаще нежно массировать его пальчики, поглаживать крохотные ладошки. Чуть позже присоединяются ритмические стишки, управляющие движением пальцев. Помните «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был…», «Коза рогатая», «Ладушки». Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. Доказано! Ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком с рождения по овладеванию навыками речи ускоряют ее развитие к первому полугодию второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. В саду эта работа начинается с первой младшей группы – дети учатся играть с пальчиками во время умывания, например:

Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши)

Не боимся мы воды (моют руки)

Чисто умываем мы лицо (моют лицо)

Друг другу улыбаемся (улыбаются).

Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками. Затем постепенно пальчиковые игры усложняются, например:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем.

Или:

Вышла курочка гулять (шагают двумя пальчиками)

Свежей травки пощипать (щипают)

А за ней ребятки

Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук)

Ко-ко-ко (хлопают в ладоши)

Не ходите далеко (грозят пальчиком)

Лапками гребите

Зернышки ищите.

Но надо всегда помнить!

Задания выполняются в медленном темпе: сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными, и нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, возраста, т. е. от простого к сложному, настроение и желание. Например, не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над проресью. В течение этих лет, что я работаю по этой теме, стараюсь ежедневно проводить пальчиковые игры, затем гимнастические комплексы для рук, массаж рук, делаем фигурки из пальцев. Например:

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Флажок

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Провожу разные виды театра (пальчиковый театр) : надеваем на пальчик куклу; теневой.

Также в группе отведен специальный уголок. Он так и называется «Умные пальчики», в котором находятся:

- пуговицы

- различные палочки

- шнуровка

- «сухой аквариум»

- различные по форме и размеру бусинки (необходимо нанизывать)

- песок (например, гномы закопали бусины, нам надо откопать двумя пальчиками).

- Детям очень нравится игра «Золушка» : необходимо перебрать различные крупы или постирать и погладить платочки (фольга).

- прищепки.

- мозаика, конструктор, лего.

Также большое внимание уделяю развитию моторики и на всех занятиях, будь то лепка, рисование, аппликация, мозаика, физо, т. к. развитие моторики связано с общим физическим развитием. Например, на математике при закреплении обратного счета я применяю физ. минутку в виде стиха Ю. Чужака «Покупал баран баранки»

На базаре (кулак)

Спозаранок (ставят ладонь на ребро)

Накупил (ладонь)

Баран (кулак)

Баранок (ребро)

Для барашек (п. л. р. «играют»)

Для овечек (п. п. р.)

10 маковых колечек 9 сушек 8 плюшек 7 лепешек 6 ватрушек 5 коржей 4 пышки 3 пирожных 2 коврижки

И один калач купил

Про себя не позабыл (отр. движение головой)

А для женушки

Подсолнушки (пальцы обеих рук растопырены, большие прижаты друг к другу)

В свободное время закрепляю. Также особое внимание уделяется развитию речи, т. к. речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, стихов, поговорок способствует развитию координации общей и тонкой моторики. дети сами придумывали движения для загадки:

Шевельнулись у цветка

Все 4 лепестка

Я сорвать его хотел

Он вспорхнул и улетел.

Рассказывали стихи с помощью рук.

- чудесный мешочек (на развитие тактильных ощущений).

При постановке свистящих, шипящих звуков очень полезна игра «Муха».

Летела муха

Возле уха (ж-ж-ж)

Летели осы возле носа (с-с-с)

Летел комар (з-з-з)

Сел на лоб,

А мы его хлоп.

И поймали

Послушали как он поет (з-з-з)

Пусть летит. (вырабатывается речевое дыхание).

В старшем дошкольном возрасте после знакомства с первыми согласными звуками, играем с помощью пальцев, в игру «Здравствуй, я пришел к тебе в гости». Каждому пальцу соответствует свой звук, например:

большой палец согласный звук

указательный – а

средний – у

безымянный – о

мизинец – и. И вот каждый по очереди приходит в гости. Но согласный звук подставляется по мере изучения, а место гласного звука не меняется. Сначала на пальцы надеваем красные колечки из проволоки, колпачки – символы гласных звуков, затем – по памяти. Метод пальчикового чтения помогает активизировать детей, вызывает интерес к чтению и позволяет в последствии быстро и без проблем считывать слоги. После этого второе направление - подготовка руки ребенка к письму, развитие графических навыков :

- графические диктанты

- рисование под диктовку, вызывает интерес, радость, снимает психологическое напряжение, позволяет быстрее и легче усвоить материал. Например, рисуем большой треугольник, над ним – поменьше, сверху маленький треугольник. Что получилось? Разукрась. Идет усвоение и закрепление предлогов, помогает развитию памяти, воображения. Хорошо развивает руку «рисуночный комплекс». Например, провести карандашом точно попадая в мишени: «Проведи свой корабль, чтобы он не сел на мель».

Рисование узоров а) по образцу б) дорисовать начатые узоры

Также в приемной у нас лежит папка для родителей «Пальчиковые игры». Раз в месяц мы выкладываем советы, полезную информацию, какие разучили игры и в какие игры можно играть дома. Работа по развитию мелкой моторики должна проводится регулярно, только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Публикации по теме:

Пальчики учат говорить .

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2012 в 15:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Жаброва (УИ 16377) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД