Ольга Поступинская
Развитие мелкой моторики дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности этими зонами кисть не уступает уху и стопе. В двигательной области коры головного мозга величина отражения кисти составляет 1/3 всех двигательных проекций. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают занятия ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева и т. п., а также самомассаж рук, который является одним из видов пассивной гимнастики. Хорошую результативность показывает использование массажеров для рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики дошкольников» размещена в разделах
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явление природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Ритмичные строки, сопровождающие пальчиковые игры, создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто их повторяют вне занятий, просто потому, что они вспомнились, начинают сами экспериментировать со словами и движениями.
Простые движения рук помогают ребенку убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
И так, для развития ручной умелости необходимо проводить упражнения общего характера, включенные в разные виды деятельности:
- конструирование из кубиков домиков, башен и т. д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно;
- составление предметных разрезных картинок из 2,3,4-х частей по образцу и по памяти;
- раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек);
- складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений;
- обведение контуров предметных изображений;
- раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;
- вырезание цветных полосок, фигурок по контурам;
- наматывание ниток на катушку, клубок;
- расстегивание пуговиц, зашнуровывание;
- работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей);
- работа с мозаикой;
- многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание;
- многократное поочередное выполнение движений руки: кулак–ладонь–ребро;
- поочередная смена положений рук: левая рука–кулак, правая–ладонь, затем наоборот;
- выкладывание букв из различных материалов (семян, мелких орешков, пуговиц, кусочков бумаги, веточек, счетных палочек, толстых ниток);
- игры с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения и т. п.
Ребенок с удовольствием повторяет многократно то или иное движение и испытывает эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда оно удается ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять ее выполнению задуманного. Не случайно желание или нежелание рисовать, лепить, вырезать связывают с умением управлять своими руками. Эффективное развитие мелкой моторики обеспечивается созданием положительного эмоционального отношения ребенка к занятиям, наличием интереса к ним, что создает благоприятные условия для всестороннего развития ребенка.
Таким образом, развитие ручной моторики стимулирует умственное, речевое развитие и положительно сказывается на развитии мышления, памяти, внимания, способствует выработке элементарных навыков самообслуживания. В этом процессе ребенок приобретает такие качества, которые затем дают толчок общему развитию, сказывающихся на успешном осуществлении самых разнообразных видов деятельности. Поэтому формирование мелкой моторики должно быть тесно связано со всесторонним развитием ребенка – дошкольника.
Так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то развивать мелкую моторику лучше всего в игре. Именно игровой характер обучения позволяет целенаправленно и ускоренно формировать мелкую моторику в доступной и интересной форме. Упражнения игрового типа эмоционально более привлекательны для детей и обладают большим коррекционным потенциалом. Игровые упражнения, формируя мелкую моторику детей, улучшают их память и внимание, формируют пространственные представления, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.