Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы)

Марина Юрьевна Пешехонова
Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы)

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников (Левина Р. Е., В. К. Орфинская, С. Н. Шаховская и др.). Но, тем не менее, предпринята ещё одна попытка разработки практического материала, направленного на оказание помощи данной категории детей. Это объясняется тем,что:

- во-первых, сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений;

- во-вторых, для того, чтобы работа была успешной, воздействия должно быть системным;

- в-третьих, у человека, работающего с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть возможность быстрого и эффективного выбора для методики для конкретного ребенка.

В своей работе я использую современные развивающие методы и приемы коррекции мелкой и артикуляционной моторики, развитие связной речи, такие как кинезитерапия; гидрогимнастика; игровые упражнения; метод маленьких человечков, метод «Хорошо-плохо» и другие.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова и др.) была подтверждена и обоснована, связь речевой и кольцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление её недостатков.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцевой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». У детей, имеющих речевые нарушения, развитию моторики должно уделяться особое внимание. Работа по развитиюкистей рук проводится систематически в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия;

б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;

в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной в специально-отведенное в режиме дня времени, а также дома;

г) игры и действия с предметами – на физкультурных занятиях и занятиях по музо и изо.

Учёные рекомендуют следующие эффективные приёмы развития мелкой моторики рук.

1. кинезитерапия (от греч. Rincsis – движение, therapia - лечение). В детском возрасте связь между телом и психикой ещё более тесная. Любое нарушение развития в детском возрасте затрагивают и двигательную сферу.Упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Звонок», «Домик», «Счёт», «Карусель» (с карандашом, «Снеговик», «Рожица», «Умывание лица», «Ухо-нос», «Фокусник» и др.

2. гидрогимнастика (перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика и т. д.)

3. игровые упражнения (с счетными палочками, прищепками и т. д.).

Например: вата (щипать вату, скатывать из нее шарики, колбаски, накручивать вату на палочки).

В своей работе использую метод маленьких человечков – метод креативного речевого развития. Это метод широко применяется в ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков, такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).Техника применения метода сводится к следующим операциям:

- необходимо выделить часть объекта, которая не может выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;

- разделить человечков на группы, действующие (перемещающиеся) по условиям задачи.

Например задания:

1. Попробуй смоделировать с помощью метода маленьких человечков воду и сметану. Сем будут отличаться модели этих веществ?

2. Изобразить с помощью маленьких человечков дерево и т. д.

Также, использую метод «Хорошо-плохо». Этот метод развивает умения видеть во всем хорошие и плохие (полезные и вредные) стороны. Например, лексико-грамматическое занятие по теме «Весна», «Идет дождь».

Хорошо: растение будет лучше расти, по лужам можно пускать кораблики.

Плохо: нельзя гулять по улице, можно промокнуть и заболеть.

Метод: сказка «Калька».

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью измененную. Например, сказка «Золушка». Вспоминая сказку с детьми, записывается на доске основные этапы сказки. Так как буквенное обозначение трудно запоминается детьми, можно использовать цветовое или геометрическое значение.

В старших и подготовительных группах дети любят буквенное обозначение, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя. Например, сказка «Теремок».

По составленной модели сказки сочиняется своя, совершенно новая сказка,герои которой могут быть самые разнообразные:

- кто-то из героев этой сказки остается;

- сказка про окружающие детей предметы;

- сказка про любимого героя сказки;

- сказка про себя или про товарища.

Главное – стараться следовать сюжетным линиям сказки и «придумать» весёлый конец, как говорят дети.

Публикации по теме:

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

«Веселые прищепки» — игры для развития мелкой моторики рук и пальцев.«Веселые прищепки» — игры для развития мелкой моторики рук и пальцев. Уважаемые коллеги, на сайте видела много интересных игр с прищепками, но все же рискну выложить на ваш суд свой вариант. Дидактическая.

Игра на развитие мелкой моторики пальцев рук «Застежки». Эта игра приносит детям много радости, удовольствия, а так же навык самообслуживания (расстёгивание и застегивание пуговиц. Научить детей.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возрастаИгры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы)
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 14:27
+519Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 214.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 марта. День рождения К.Чуковского

Поэзия Корнея Чуковского такая живая, красочная и захватывающая, что запоминается на всю жизнь. Еще не умея читать, все мы уже знаем наизусть его строки. Только по-настоящему талантливый поэт мог написать...

30 марта. День огородов на подоконнике

Интересных «подсказок» по обустройству огорода на подоконнике в блогах коллег на МААМ накопилось очень много. Несмотря на неоднозначную обстановку, сложившуюся этой весной, эта полезная «копилка идей»...

Специальный проект «Приобщение детей к труду, как важнейшей составляющей...
Актуальность проекта: Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в...
«Витаминный огород — круглый год!» — фотоотчёт ко Дню огородов на МAAM
Цель: создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период. Задачи: • способствование формированию у детей представлений о...
Сценарий сказки «Приключения Чубатика»
Действующие лица Чубатик Мама Чубатика Хохлатка Пеструшка Горные Овсянки Божья Коровка Чёрный Гриф Стервятник Дикие Пчёлы Осоед Змееяд Полицейские –...