Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики рук — средство интеллектуального развития ребенка

Ирина Кудашкина
Развитие мелкой моторики рук — средство интеллектуального развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время воспитатели сталкиваются с проблемой развития речи детей раннего возраста. Отставание в развитии речи осложняет организацию жизни детей в группе. Слабое развитие мелкой моторики не позволяет организовывать разнообразную игровую деятельность. Дети не справляются даже с самими простыми игровыми заданиями: “Построй домик из кубиков”, “Собери башенку из колечек”, “Покорми куклу”.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук — средство интеллектуального развития ребенка» размещена в разделах

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Любая программа предполагает работу с детьми с нормальным развитием речи и движений. Анализируя сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что одна из причин отставания детей в развитии в том, что у них в младшем возрасте мало или вообще отсутствует опыт общения с “правильными”, нужными игрушками.

Многие родители не придают значения развитию движений детей и не знают, что упражнения для пальцев рук являются хорошим стимулом не только для возникновения речи, но и для её дальнейшего совершенствования.

Очень важно, чтобы ребенок, еще не достигший возраста двух лет, дома с мамой уже играл в самые первые пальчиковые игры: “Ладушки, Сорока – белобока”. Даже легкое перебирание пальчиков малыша мамиными пальцами, легкое поглаживание ладошек малыша, каждого пальчика, касание пальчиков, потирание ладошки о ладошку является преддверием пальчиковых игр. Подрастая, ребенок более умело владеет пальчиками, кистями рук. Теперь можно переходить к играм, где участвуют обе руки. Синхронное, одновременное выполнение действий обеими руками способствует активизации работы обоих полушарий головного мозга.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире. Именно поэтому психологи выступают против традиционных, дидактических - методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот подавляют развитие личности.

Я поставила перед собой следующие задачи: развить умения производить точные движения кистью и пальцами рук, способности координированной работу рук со зрительным восприятием, творческой активности, фантазии, память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес, обучать ловкости в обращении с различным материалом, тренировать мышцы рук детей, воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.

Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликации отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией получая удовлетворение в виде готовой работы выполненной своими руками украшающей группу. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, украшающею группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей младшего дошкольного возраста много внимания уделяется такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной.

Особенно приятно видеть как дети радуются выполненной работе и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству. Лепка из пластилина очень полезна и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.

Обрывная аппликация: Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.

Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.) Интегрированные занятие более результативны, поскольку у детей возникает повышенный интерес к содержанию задач, которые решаются на них; расширяются знания об окружающем мире.

Рисование. Рисование также требует от детей согласованных действий рук и глаз. Прорисовывая очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали, у детей развиваются двигательные ощущения и вся мелкая моторика руки. Также в этом возрасте дети осваивают более сложные навыки. Например, чтобы аккуратно, ровно закрасить части рисунка, ребёнок должен уметь регулировать движение руки в пределах контура.

Основная задача занятий изодеятельностью состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого, к более сложным заданиям.

И. Н. Кудашкина

Воспитатель д/с «Колокольчик» МБОУ СОШ с. Новозахаркино

Публикации по теме:

Пальчики учат говорить .

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук — средство интеллектуального развития ребенка
Опубликовано: 1 мая 2013 в 07:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук — средство интеллектуального развития ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кудашкина (УИ 19143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД