МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр

Халиуллина Гузял
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы

У детей дошкольного возраста плохо развита мелкая моторика.

Поэтому я поставила перед собой цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в упражнениях, пальчиковых играх, штриховках и разных видах продуктивной деятельности.

Используемые игры для развития мелкой моторики :

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр» размещена в разделах

Пальчиковые игры с речевым сопровождением;

игры с различным материалом: перебирание и сортировка круп, нанизывание бус, пуговиц на леску, сухой бассейн (горох, фасоль, выкладывание контуров предметов из злаков, ниток, игры с прищепками, камешками, ракушками, шнуровки, игры с мозаикой, собирание пазлов, разрезных картинок, конструирование из LEGO, построение фигурок из палочек, спичек;

• застёгивание пуговиц, крючков, молний, замочков (игры – планшеты) ;

• художественное творчество (аппликация, рисование, лепка) в том числе нетрадиционные формы;

• использование графических упражнений, штриховка, игры на развитие ориентации на листе.

Развивая мелкую моторику рук я использую такие игры, как:

Пальчиковые игры и упражнения очень нравятся детям. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье. Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, дети легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. В процессе работы с детьми разработала большую картотеку разнообразных пальчиковых игр, которой пользуюсь в непосредственной образовательной деятельности.

Используя игры и занятия с крупой, я учу детей удерживать зернышки пальцами, делать массаж ладоней с помощью них; выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, овощи, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, что и в каком мешочке лежит: семечки, горох или фасоль. Я заметила что, такие упражнения развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения.

Часто использую такой прием, как выкладывание сюжетных картинок из счетных палочек, и камушек: фигурок, букв. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. При этом я стараюсь соблюдать главное условие – задания давать от простого – к сложному. Например, надо составить домик из шести палочек, а затем превратить его во флажок. С большим интересом ребята выполняют «аппликации» из палочек на небольшой доске с нанесенным на нее тонким слоем пластилина.

Кроме названных методов и приемов ручной умелости, я практикую такие виды художественной деятельности, как:

- Вырезание,

- Оригами,

- Пластилинография.

Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Постоянно проводимые мною упражнения: симметричное вырезание, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Ребята из вырезанных фигурок составляют целые композиции – аппликации. Особенно им нравится симметричное вырезание человечков.

Я часто использую в работе с детьми такой вид художественной деятельности, как оригами. Этот вид работы, у меня в группе, очень популярен, ведь несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир. Свои «игрушки» ребята дарят родителям на праздники, принимают активное участие в конкурсах декоративно – прикладного искусства. Детская поделка, конечно, не так совершенна, но зато она дает ребенку пережить радость созидания, воспитывает у детей трудолюбие.

Не менее интересны для детей игры с пластилином. Возможности пластилинографии безграничны. Всё зависит от нашей личной фантазии. Это одно из любимых наших занятий. Волшебный пластилин - это и творчество и развитие мелкой моторики рук. Когда мы пальчиками размазываем пластилин по картону, мы делаем массаж и развиваем мелкую моторику.. Опираясь на ОО «Художественная литература», перед лепкой я читаю сказки, загадываю загадки, а затем юные творцы создают свои маленькие шедевры.

Важной частью моей работы по развитию мелкой моторики является штриховка. Штриховка помогает детям формировать познавательный интерес, пространственно-образное мышление, чувственное, зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение, внимание, память. Перед началом занятий я слежу за правильной осанкой, напоминаю, как правильно нужно держать карандаш, во время упражнений нельзя поворачивать тетрадь; линии можно проводиться только один раз. Учу детей проговаривать свои действия, проверять, контролировать правильное выполнение задания, что помогает повысить самооценку и улучшить самоконтроль - важнейшие компоненты учебной деятельности в школе.

Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Обучение штриховке я провожу в определенной последовательности:

• изучение трафарета, обследование пальчиком (указательным);

• обводка геометрических фигур;

• знакомство с видами штриховки;

Познакомила с 4 – мя основными видами штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Совместно с детьми выучили и закрепили правила штриховки:

• штриховать только в заданном направлении;

• не выходить за контуры;

• соблюдать одинаковые расстояния между штрихами.

Формирование графических навыков

Каждый ребенок выполняет графические задания в своей тетради, которые мы называем «Веселыми прописями», он может работать в ней самостоятельно, в свободное время. Сначала это была тетрадь в крупную клетку, в которой мы сами писали детям задание и давали для работы в свободное время. Затем, использовали готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др. (это упражнения на штриховку, обводку контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.) Если ребята изображали крупные фигуры, то я предлагала дополнительные задания: заштриховать рисунок косыми или прямыми линиями, используя карандаши и гелевые ручки. При частом выполнении таких упражнений ребенок начинает хорошо владеть карандашом. При рисовании, штриховке, раскрашивании, дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Эти занятия вызывают у детей повышенный интерес, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Мой опыт свидетельствует, работа детей в тетрадях с графическими диктантами, упражнениями улучшила мелкую моторику и координацию движений, сделала этот процесс обучения занимательным и увлекательным. Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Моя работа подтверждает, насколько эмоционально значимы игры, приведенные выше, как они влияют на развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности, памяти, мышления, на формирование коммуникативных умений.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Творческий отчёт воспитателя с презентацией. Развитие мелкой моторики рук у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Творческий отчёт с презентацией. Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Составила воспитатель МАДОУ «детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр
Опубликовано: 18 июля 2014 в 20:31
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр» (включая файлы) размещена пользователем Халиуллина Гузял (УИ 227824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД