Получи документы

Развитие мелкой моторики рук. Значение. Практические советы

Наталья Павлова
Развитие мелкой моторики рук. Значение. Практические советы

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему так важно развивать мелкую моторику, обучая своего ребенка. Причем, в дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук, Значение, Практические советы» размещена в разделах

В педагогике созданы такие игры, как: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Однако, доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, необходимо помогать ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Следует обращать внимание на владение ребенка простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Если ребенок в 4 года не умеет доносить в ладошках воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. В тоже время, если ребенок в 4 месяца может из кулачка вытащить один из пальцев, это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторики, а в дальнейшем о речевом развитии.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Упражнения по мелкой моторике можно найти в различной литературе, которой много на полках книжных магазинов.

! Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз. Сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Гимнастика проводится в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

Так же хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая так же способствует развитию мелкой моторики:

1. Застегивание и расстегивание пуговиц,

2. Шнурование ботинок,

3. Шнуровка на специальных рамках,

4. Нанизывание колец на тесьму,

5. Мозаика,

6. Игры с конструкторами,

7. Перебирание круп, зерен и другие…

Для более старшего возраста используются всевозможные упражнения с элементами письма, такие как:

1. Штриховка в разных направлениях,

2. Обводки,

3. Доведение линий до конца,

4. Раскрашивание,

5. Прописи и другие…

! Чем раньше родители поймут, что мелкая моторика напрямую связана с речевым развитием ребенка, чем раньше родители начнут развивать ее у ребенка, тем в будущем речь у ребенка будет точной и правильной.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

! Последние годы катастрофически растет число детей, нуждающихся в логопедической помощи. К 5 годам из группы в 25 детей – 20 обязательно оказываются с проблемами в речевом развитии.

Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки - общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Публикации по теме:

Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста «Значение мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста». Разживина А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:.

Консультация для родителей на тему «Значение развития мелкой моторики» Консультация для родителей Тема: «Значение развития мелкой моторики» Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий человека,.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Консультация для родителей по теме: «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей». Подготовлена воспитателем МДОУ детский сад.

Значение мелкой моторики в развитии речи детей Педагог В. Сухомлинский писал «Ум ребенка находится на кончике его пальцев». Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития.

Методические советы по развитию мелкой моторики «Массаж карандашом в логопедической работе» Массаж карандашами в логопедической коррекции Общеизвестным является факт, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием.

Советы логопеда «Развитие мелкой моторики рук» Советы логопеда Развитие мелкой моторики рук. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и.

Советы воспитателям по развитию мелкой моторики рукСоветы воспитателям по развитию мелкой моторики рук Советы воспитателям по развитию мелкой моторики руки. Ум ребёнка находится на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский. "Пальчиковые игры"- Хороший.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Советы дефектолога «24 игры для развития мелкой моторики рук»Советы дефектолога «24 игры для развития мелкой моторики рук» Советы дефектолога. 24 игры для развития мелкой моторики рук. 1 Пластиковую бутылку (баночку) попросите наполнить разноцветными бусинками,.

Значение развития мелкой моторики рук у малышей Детям от года до трех лет упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту, а старшим детям задания можно усложнить. Работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук. Значение. Практические советы
Опубликовано: 7 мая 2019 в 14:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД