МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе (4 фото)

Татьяна Манина
Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе

Выпуская детей в школу, мы педагоги и психолог отслеживаем своих выпускников. И каждый раз мы слышим, что мелкая моторика развита недостаточно хорошо. Педагоги нашего детского сада уделяют очень много внимания этому вопросу, но значит, не все способы еще попробовали. В связи с этой проблемой я разработала проект по развитию мелкой моторики «Мои руки – мое золото».

Что такое мелкая моторика?

Публикация «Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе» размещена в разделах

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движение рук, тем совершеннее функции нервной системы.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получило научное обоснование. Слабую руку ребенка дошкольника можно и необходимо развивать. Это первейшая забота родителей и педагогов не только старших групп, но и малышей.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во веке до нашей эры в Китае. И сейчас в современном Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, развивает координацию движений, силу и ловкость рук.

Японский врач Намико си Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследование отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя разные формы и методы, средства работы.

Какими же средствами можно пользоваться для развития мелкой моторики?

Хотела бы отметить самое любимое и простое средство – это пластилин и соленое тесто. Лепка является прекрасным упражнением для тренировки мелких мышц руки. Мы часто используем глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Во время лепки массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же соленое тесто несет в себе массу положительной энергии. Это экологически чистый, неаллергенный материал, очень приятный на ощупь и лепить из него довольно просто.

Следующее средство – это бумага. Самый доступный материал, широко применяю не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Особенно детям нравится мозаичная аппликация. Работу начинаем от простого рисунка в старшей группе, выкладываем геометрические фигуры, и до сложного – это сюжетные картины в подготовительной группе. Также при работе с бумагой, детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках – это оригами. Развивающий потенциал оригами очень высок. Притягательная сила этого искусства в способности будить детское воображение, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты, превращая его в цветы, животных, птиц.

Счетными палочками ребята любят играть как в свободное время, так и на занятиях. Их использую как часть занятия на математике, конструирование.

Очень интересными играми для детей являются игры со скрепками, пуговицами, бусами. В группе имеется большой выбор настольных игр: конструкторы, мозаики.

Для наших детей новое средство для развития мелкой моторики – это нитки. Ниткописью мы занимались и раньше. Новым для нас стала аппликация из нарезанных ниток. Самую первую коллективную работу мы сделали в старшей группе «Натюрморт», а следующая работа «Парусник» украшает нашу приемную и в этом году. Детям очень понравилась работать с нитками. И в этом году мы сделали индивидуальные картины на тему «Подводный мир», а еще цветы для мамы. Работа очень кропотливая, но сколько впечатлений у детей и их родителей.

При помощи всех этих средств у детей развивается мелкая моторика, усидчивость, дети начинают самостоятельно фантазировать, развивается эстетическое восприятие, произвольное внимание, логическое мышление, память, что способствует более эффективной подготовке детей к школе.

Помимо традиционных гимнастик и игр для развития мелкой моторики руки, мы в нашей группе внедряем изобразительную деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник.

На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задание по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу.

Самый распространенный вид детского творчества – театрализованная деятельность. Она понятна и близка ребенку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая от этого огромное эмоциональное наслаждение. Все мы знаем, что существует несколько видов театра: кукольный, конусный, теневой, пальчиковый, ладошка и еще один театр, который я связала, мы с ребятами назвали шариковый. С помощью театра можно показать сказки, развивая при этом выразительность речи ребенка, мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание, память, воображение, уверенность.

Большое значение для руки имеет развитие графической моторики. Я уже 10 лет работаю на старших и подготовительных группах. Опыт работы с прописями накопился большой. Не все прописи подходят для работы с детьми, и поэтому я собрала весь материал за это время и сделала свою пропись.

В старшей группе особое место для развития графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету, раскрашивание. Работу выполняем в простых альбомах. А в подготовительной мы знакомимся с тетрадью в клетку (полгода в крупную, а с января уже с обыкновенной тетрадью в клетку). Я уделяю большое внимание не написанию цифр, а рисованию по клеточкам. Очень нравится детям выполнять графический диктант. За три месяца уже видны результаты. Дети прекрасно ориентируются на листе бумаги.

В свою пропись включила много заданий на логическое мышление, развитие зрительной памяти, пространственному ориентированию.

Так же в прописи есть приложение, которое служит для продуктивной деятельности. Как показывает опыт работы, развитие графических навыков подготовит руку к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, что послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.

Как я уже говорила, что педагоги нашего детского сада уделяют много внимания этой проблеме. Я прочитала очень много литературы, беседовала с учителями школ и решила внедрить в работу тренажеры для формирования навыков развития мелкой моторики рук.

Много внимания уделяю работе с родителями. Провели родительское собрание по подготовке детей к школе. Пригласили на занятия, которые проводим вечером, чтобы родители могли ознакомиться, чем заниматься с ребенком, что ребенок уже умеет.

В конце учебного года запланировали занятие для родителей и учителей «Как подготовлены наши дети к школе». Обязательно организуем выставку прописей, работ и фотографий.

Работу провожу не только с родителями, но и с коллегами. Провели семинар по развитию мелкой моторики рук, где я выступила о внедрении изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник. На следующем семинаре-практикуме я научила делать из обычной бельевой деревянной прищепки игрушки, которые можно использовать и в кукольном театре и в уголке творчества детей.

Возраст 5-6 лет является наиболее благоприятным для подготовки к школе : ребенок примеряет на себя роль школьника и с удовольствием сам играет в школу. Поэтому подготовить ребенка к школьному обучению с помощью игр будет легче.

В группе созданы все условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры и игрушки.

В игровой зоне дети играют с игрушками. В группе на дверных ручках висят цветные шнурки для плетения косичек; связана подушка, где есть пуговицы, на которые крепятся цветочки, точки для божьей коровки, шнуровка, кукла с косами.

В изобразительном уголке: игры для развития мелкой моторики, мозаика, конструкторы, счетные палочки, бусы, скрепки.

В театральном уголке имеется: разные виды театра.

Я считаю, что игры и упражнения являются очень большим (мощным) средством для поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. У детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность и главной целью этого проекта формируются навыки развития мелкой моторики рук.

Очень хочется, чтобы проект развивался дальше, а это расширение участников проекта, будут включены все группы детского сада и может после этого будет организована группа кратковременного пребывания для старших дошкольников.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица: «Верная указка – не кулак, а ласка».

https://www.maam.ru/users/files/download1762.html

Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе
Фото №1 Выпуская детей в школу мы педагоги и психолог отслеживаем своих выпускников Фото №2 И каждый раз мы слышим что мелкая моторика развита недостаточно хорошо Фото №3 Педагоги нашего детского сада уделяют очень много внимания этому вопросу но значит не все способы еще попробовали
Публикации по теме:

Мелкая моторикаМелкая моторика Мелкая моторика играет большую роль в развитии детей. Чем лучше она развита, тем лучше развит ребенок - улучшается развитие речи, навыки.

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики руки как фактор подготовки детей к школе
Опубликовано: 27 января 2012 в 16:01
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД