Татьяна Бахтина
Развитие мелкой моторики в раннем и младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Пальчиковая гимнастика для детей раннего и младшего дошкольного возраста
Физическое и психическое развитие детей младшего дошкольного возраста во многом определяется развитием движений. Чем больше, активнее ребенок двигается, тем лучше он развивается. Неслучайно с самого рождения уделяется большое внимание развитию движений, как общих, так и движений мелкой моторики кистей рук.
Публикация «Развитие мелкой моторики в раннем и младшем возрасте» размещена в разделах
Ученые - физиологи отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Ученые установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития речи.
В настоящее время такая работа становится все более актуальной. Книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики, широко представлены на рынке. Это можно объяснить тем, что у большинства современных детей, особенно городских, снижена общая двигательная активность и слабо развита моторика руки. Сейчас не принято заниматься рукоделием, большинство дел по дому выполняют разнообразные машины, дети, даже раннего возраста, подогу сидят у телевизора и компьютера. В детском саду мы замечаем, что ручные навыки (использование ножниц, совков, застегивание и расстегивание застежек и т. п.) у большинства детей вызывает все большие затруднения.
Развивать мелкую моторику можно различными методами, занимаясь, например, лепкой, раскрашиванием картинок, собиранием пазлов, мозаики, нанизыванием бус и т. п. Но в младшем дошкольном возрасте использование большинства этих занятий ограничено в силу того, что ребенок еще мал, внимание его непроизвольно, и заниматься каждодневно скажем, лепкой невозможно. И тут приходит на помощь пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это не только полезно, но и весело, увлекательно. А если использовать на занятиях музыку, пение, различные предметы, игрушки, сопровождать игры стихами, потешками – такое времяпрепровождение становится для малышей любимым и желанным.
Играя в пальчиковые игры:
1. Развиваем речь.
2. Развиваем умение подражать взрослым, вслушиваться в речь и ее понимать
3. Учим ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
4. Упражнение из пальчиковой гимнастики делает речь более четкой, ритмичной, яркой, а ребёнок усиливает контроль за своими движениями.
5. В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти!
6. А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
7. После упражнений пальчиковой гимнастики кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!
Работа в этом направлении должна вестись систематично, вовлекать всех участников воспитательно – образовательного процесса: детей, воспитателей, родителей, специалистов ДОУ.
В систему работы педагога- психолога прежде всего входят семинары и консультации для воспитателей групп раннего и младшего возраста, а также и для родителей. Воспитателей знакомлю с основными принципами работы в данном направлении: постепенность, заинтересованность, сопровождение художественным словом. А также обговариваем время и место (разминка на занятии, в свободной деятельности, на прогулке) занятий, дается материал для проведения пальчиковой гимнастики.
Музыкальный руководитель и инструктор по физвоспитанию не остаются в стороне от данной работы. Так, на музыкальных занятиях
Для родителей такие консультации провожу как очно (например, выступаю на родительском собрании, так и заочно – в виде печатной информации в уголках психолога в приемных групповых комнатах и на сайте ДОУ. Вот такая информация актуальна для всех возрастных групп младшего дошкольного возраста :
СОВЕТЫ:
- перед проведением пальчиковых игр согрейте ручки ребёнка (предложите похлопать ими, потереть ладошки) ;
- при проведении первых пальчиковых игр стихотворный текст читайте или рассказывайте медленнее, чем обычно, чтобы дети успели показать движения;
- по мере освоения движения меняйте темп;
- тексты пальчиковых игр можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию;
- не торопитесь обновлять репертуар, их должно быть не более 2-3 разных игр;
- новые игры вводите постепенно, включая по одной из хорошо знакомых.
Родителям предлагаю начинать тренировку пальцев рук ребенка уже в возрасте 6-7 месяцев : сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста можно проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам после года можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, кубики, другие мелкие предметы, не забывая, конечно, о безопасности.
Вот пример упражнения с массажным мячиком:
«Ёжик»
Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями)
Он по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
(катаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Организуя занятия пальчиковой гимнастикой с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, следует иметь в виду ряд психологических возрастных особенностей. Дети могут сосредоточить свое внимание на каком- то виде деятельности очень короткое время, значит, и пальчиковые игры должны длиться от 5 минут во 2 группе раннего возраста до 10 -15 минут во 2 младшей группе. Начинать занятие лучше с демонстрации большой яркой незнакомой детям игрушки, от имени которой взрослый приглашает поиграть пальчиками. В конце занятия игрушка может «похвалить» ребят, спеть песенку, рассказать веселый стишок.
Во 2 группе раннего возраста после обязательной разминки и самомассажа кисти, часто с помощью ребристых карандашей или массажных мячиков, проводятся основные упражнения с предметами. Мы используем кубики из поролона, игрушки – пищалки, шарики разных размеров и из разных материалов, коробочки и баночки с мелкими предметами, пирамидки, мозаику, шнуровки, бумагу для комкания и разрывания, счетные палочки, прищепки и многое другое. К концу года дети умеют выполнять упражнения по показу, понимают словесные инструкции, подговаривают за педагогом отдельные слова и звукоподражания, умеют действовать со шнуровкой, мозаикой, строят заборчик, дорожку, окошечко из счетных палочек. Пальчики становятся гибкими, послушными, дети дифференцируют понятия «пальчик», «кулачок», «ладошка», обособляют несколько пальчиков (улитка, «ножки»).
В 1 младшей группе основным средством для занятий пальчиковой гимнастикой становится художественное слово. Используем, в основном, произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, шуточные стишки. Некоторые упражнения сопровождаем звукоподражаниями, иллюстрируем красочными картинками «Петушок и его семья», «Утка с утятами» и др. Другие упражнения сопровождаем показом мягких игрушек: упражнения «Сидит белка на тележке», «Кисонька – мурысонька», «Шел баран по крутым горам» и др. Разминка проводится по показу педагога в виде массажа ладоней с похлопываниями, пошипываниями, поколачиваниями и поглаживаниями, используем также массажные мячики. К концу года дети младшей группы, в основном, хорошо говорят, выполняют упражнения правильно не только по показу, но и по памяти. Малыши дифференцируют все пальцы рук, кисть руки становится сильной, ловкой, пальчики более подвижными. Движения рук становятся более скоординированными, точными.
Во 2 младшей группе упор делаем на действия со счетными палочками. После обязательной разминки и самомассажа пальчиков выполняем пальчиковые упражнения на одну из тем: «Овощи», «Ягоды», «Животные», «Птицы», «Транспорт» и др. Затем дети садятся за столы и выкладывают по схеме соответствующую фигуру из счетных палочек: автомобиль, банка для варенья, скворечник и проч. В группе остается план - конспект занятия с упражнениями, схемами для выкладывания из палочек, заданиями на дом. Родителям предлагаем дома такие несложные задания, как рисование пальчиками на крупе, изготовление бус из комочков бумаги, выкладыванием фигур из бельевой веревки и др. Результаты такой работы появляются в виде начатков произвольности, умением действовать по образцу, расширения кругозора, активного словаря, развития ориентации в пространстве. Рука детей окрепла и практически готова держать карандаш. Отмечаем, что дети быстрее овладевают приемами лепки, аппликации, с удовольствием занимаются раскрасками, рисуют.
Таким образом, пальчиковые игры дают возможность педагогам и родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.