Анжелика Кудрявцева
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого – педагогической практики.
Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе – значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом.
Публикация «Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.
Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдение за их играми свидетельствует о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не является главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса знаний, умений и навыков ему будет трудно.
Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин указывают, что важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника, познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, к учебной деятельности, учителям и самому себе.
Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков выделяют в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, шесть групп:
• социальные мотивы;
• учебно-познавательные мотивы;
• оценочные мотивы;
• позиционные мотивы;
• внешние по отношению к школе и учению мотивы;
• игровой мотив.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре готовности детей шести-семи лет к школе, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Для профилактики дезадаптации к обучению важно заранее готовить ребенка к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.
Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью в нашем ОУ №59 «Перспектива» г. Липецка создана система комплексного психолого – педагогического сопровождения предшкольного образования.
В начале и в конце учебного года в работе с детьми шести-семи лет использовались следующие диагностические методики:
• Диагностическая методика Д. Б. Эльконина,Л. А. Венгера «Изучение новой внутренней позиции».
• Диагностическая методика Д. Б. Эльконина,Л. А. Венгера «Изучение мотивов учения».
• Стандартная беседа Т. А. Нежновой.
• Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для воспитателей).
• Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для родителей).
В начале учебного года мы выявили, что большинство старших до-школьников не проявляют стремления к новому, более взрослому положению в жизни, к социальной роли школьника и учению в школе. Многие дети отдают предпочтение дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям. Дошкольники преимущественно ориентируются на внешние атрибуты школьной жизни и не проявляют активного интереса ни к учебной деятельности, ни к жизнедеятельности школы в целом. Доминирующее положение в структуре их мотивов занимает игровой мотив.
Словом, было очевидно, что мотивационная готовность к школе, обеспечивающая становление внутренней позиции школьника и опосредующих ее мотивов учения, у наших детей развита недостаточно.
Необходимо было провести целенаправленную педагогическую работу по кардинальному изменению представлений детей о школе и формированию внутренней позиции школьника.
Такая работа осуществлялась нами поэтапно, в следующих направлениях.
Первое направление — формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.
Задачи:
• сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать психологическую положительную установку на школу;
• обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором, спортивной площадкой;
• раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.
• закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.
Формы организации работы:
рассказ воспитателя о своем первом дне в школе, рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, грамот;
целенаправленная экскурсия к школе, посещение (участие) школьных праздников и мероприятий (игра «Зарничка», «День знаний»);
рассматривание картин о школьной жизни;
коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А. Барто «Мама или я?»,М. Бородицкая «Первоклассник», М. Садовский «Первое сентября» и др.).
Результат:
расширение знаний детей о мире школьников;
зарождение чувства доверия к школе;
пробуждение интереса к разным сторонам школьной жизни.
Второе направление — формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.
Задачи:
• вызвать положительные эмоциональные переживания;
• познакомить с содержанием школьного обучения;
• показать важность и значимость школьных знаний;
• закрепить знания о школьных атрибутах;
• определить уровень информированности о школьной жизни;
• закрепить полученные знания и представления о школе;
• выявить особенности внутренней позиции у детей шести-семи лет.
Формы организации работы:
экскурсия в школу, выставка детских работ после посещения школы, посещение урока физкультуры в первом классе;
посещение «праздника Букваря» в первом классе;
игра «Первоклассник»;
рисование на тему «Что я знаю о школе?»;
создание уголка первоклассника;
сюжетно-ролевая игра «Школа», чтение стихов и рассказов о школе (М. Яснов «Подходящий угол»,В. Орлов «Что написано в тетрадке»,
В. Голявкин «Не везет» и др.).
Результат:
желание прийти в школу еще раз;
эмоционально-положительного отношения к школе;
желание пойти в школу, чтобы стать таким же ловким, смелым;
появление и закрепление интереса к школе, школьным атрибутам.
Третье направление — ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.
Задачи:
• познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена);
• показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика;
• закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке;
• развивать школьные навыки;
• уточнить знания детей о школьной организации;
• формировать знания о школьной дружбе.
Формы организации работы:
экскурсия в школу во время перемены;
детское творчество на тему «В какой школе я хочу учиться»;
кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»;
игры «Лесная школа», «Сосед, подними руку», «Сокол и лиса»;
игра, моделирующая школьные ситуации, «Школа наоборот»;
беседы «Что можно сделать за перемену?», «Школа и ее правила»;
чтение рассказов К. Д. Ушинского.
Результат:
желание быть школьником,иметь друга;
знакомство со школьными правилами;
желание выполнять установленные правила;
усвоение школьных правил поведения.
Четвертое направление - признание роли и авторитета учителя.
Задачи:
• создать образ доброго учителя;
• возбудить чувство доверия к учителю;
• закрепить чувство доверия, интереса к учителю.
Формы организации работы:
беседа об учителе после посещения школы;
встреча учителя с дошкольниками в детском саду;
организация переписки с учителем.
Результат:
чувство радости от общения с учителем;
растущий интерес к учителю;
стремление заслужить одобрение учителя.
Формирование у детей шести-семи лет мотивов учения и положительного отношения к школе наиболее успешно происходило при использовании в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни : экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться», игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники и др.
Совместная практическая деятельность взрослых с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствовала формированию внутренней позиции школьника,познавательных и социальных мотивов учения.
При организации игры в «Школу» использовались сюжеты различного содержания: игра в «Школу» после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления) и др. Для поддержания интереса дошкольников к игре рекомендовалось ввести роль Незнайки - ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.
В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание уделялось ознакомлению родителей с особенностями становления у ребенка внутренней позиции школьника и на этой основе формировался позитивный образ современной школы.
Проведенный в конце учебного года мониторинг показал существенные изменения в мотивационной структуре готовности детей к школе и позволил сделать следующие выводы:
1. Поэтапное формирование компонентов внутренней позиции школьника (сначала формирование общего положительного отношения к школе, затем - интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; ориентация на «школьную» организацию деятельности и поведения и в заключение - признание роли и авторитета учителя) обеспечивает детям сознательное становление этой позиции.
2. Использование разных форм педагогической работы ведет к повышению и сохранению у дошкольников интереса к школе, учению, формирует желание занять новый социальный статус школьника, стремление активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.
4. Оказание помощи родителям в психолого-педагогических вопросах, связанных с формированием мотивационной готовности ребенка к обучению в школе, помогает возникновению эмоционально положительного отношения к школе как у детей, так и у их родителей.
5. Разработанная нами система педагогической работы по формированию мотивационной готовности ребенка к школе способствовала изменению компонентов внутренней позиции школьника и мотивов учения.