МААМ-картинки

Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе

Анжелика Кудрявцева
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого – педагогической практики.

Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе – значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом.

Публикация «Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» размещена в разделах

К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдение за их играми свидетельствует о стремлении пойти в школу. Но детей привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни. Атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку кажутся им заманчивыми. Но это не является главным. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса знаний, умений и навыков ему будет трудно.

Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин указывают, что важнейшей составляющей личностного развития ребенка шести-семи лет является мотивационная готовность к школе. Она предполагает сформированность внутренней позиции школьника, познавательных и социальных мотивов учения, отношения к школе, к учебной деятельности, учителям и самому себе.

Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков выделяют в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, шесть групп:

• социальные мотивы;

• учебно-познавательные мотивы;

• оценочные мотивы;

• позиционные мотивы;

• внешние по отношению к школе и учению мотивы;

• игровой мотив.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре готовности детей шести-семи лет к школе, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

Для профилактики дезадаптации к обучению важно заранее готовить ребенка к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем.

Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью в нашем ОУ №59 «Перспектива» г. Липецка создана система комплексного психолого – педагогического сопровождения предшкольного образования.

В начале и в конце учебного года в работе с детьми шести-семи лет использовались следующие диагностические методики:

• Диагностическая методика Д. Б. Эльконина,Л. А. Венгера «Изучение новой внутренней позиции».

• Диагностическая методика Д. Б. Эльконина,Л. А. Венгера «Изучение мотивов учения».

• Стандартная беседа Т. А. Нежновой.

• Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для воспитателей).

• Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для родителей).

В начале учебного года мы выявили, что большинство старших до-школьников не проявляют стремления к новому, более взрослому положению в жизни, к социальной роли школьника и учению в школе. Многие дети отдают предпочтение дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям. Дошкольники преимущественно ориентируются на внешние атрибуты школьной жизни и не проявляют активного интереса ни к учебной деятельности, ни к жизнедеятельности школы в целом. Доминирующее положение в структуре их мотивов занимает игровой мотив.

Словом, было очевидно, что мотивационная готовность к школе, обеспечивающая становление внутренней позиции школьника и опосредующих ее мотивов учения, у наших детей развита недостаточно.

Необходимо было провести целенаправленную педагогическую работу по кардинальному изменению представлений детей о школе и формированию внутренней позиции школьника.

Такая работа осуществлялась нами поэтапно, в следующих направлениях.

Первое направление — формирование правильных представлений и общего положительного отношения к школе и учению.

Задачи:

• сформировать у детей первоначальные знания о школе, создать психологическую положительную установку на школу;

• обогатить знания детей о школе, познакомить со школьным двором, спортивной площадкой;

• раскрыть различные стороны жизни школьников, показать радость детей, идущих в школу.

• закрепить интерес к разным сторонам школьной жизни.

Формы организации работы:

рассказ воспитателя о своем первом дне в школе, рассматривание старого букваря, школьных тетрадей, грамот;

целенаправленная экскурсия к школе, посещение (участие) школьных праздников и мероприятий (игра «Зарничка», «День знаний»);

рассматривание картин о школьной жизни;

коллективное создание альбома о школе. Чтение стихов о школе (А. Барто «Мама или я?»,М. Бородицкая «Первоклассник», М. Садовский «Первое сентября» и др.).

Результат:

расширение знаний детей о мире школьников;

зарождение чувства доверия к школе;

пробуждение интереса к разным сторонам школьной жизни.

Второе направление — формирование интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий.

Задачи:

• вызвать положительные эмоциональные переживания;

• познакомить с содержанием школьного обучения;

• показать важность и значимость школьных знаний;

• закрепить знания о школьных атрибутах;

• определить уровень информированности о школьной жизни;

• закрепить полученные знания и представления о школе;

• выявить особенности внутренней позиции у детей шести-семи лет.

Формы организации работы:

экскурсия в школу, выставка детских работ после посещения школы, посещение урока физкультуры в первом классе;

посещение «праздника Букваря» в первом классе;

игра «Первоклассник»;

рисование на тему «Что я знаю о школе;

создание уголка первоклассника;

сюжетно-ролевая игра «Школа», чтение стихов и рассказов о школе (М. Яснов «Подходящий угол»,В. Орлов «Что написано в тетрадке»,

В. Голявкин «Не везет» и др.).

Результат:

желание прийти в школу еще раз;

эмоционально-положительного отношения к школе;

желание пойти в школу, чтобы стать таким же ловким, смелым;

появление и закрепление интереса к школе, школьным атрибутам.

Третье направление — ориентация дошкольников на «школьную» организацию деятельности и поведения.

Задачи:

• познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена);

• показать детям образ «хорошего» и «плохого» ученика;

• закрепить знания о правилах поведения в школе, на уроке;

развивать школьные навыки;

• уточнить знания детей о школьной организации;

• формировать знания о школьной дружбе.

Формы организации работы:

экскурсия в школу во время перемены;

детское творчество на тему «В какой школе я хочу учиться»;

кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»;

игры «Лесная школа», «Сосед, подними руку», «Сокол и лиса»;

игра, моделирующая школьные ситуации, «Школа наоборот»;

беседы «Что можно сделать за перемену?», «Школа и ее правила»;

чтение рассказов К. Д. Ушинского.

Результат:

желание быть школьником,иметь друга;

знакомство со школьными правилами;

желание выполнять установленные правила;

усвоение школьных правил поведения.

Четвертое направление - признание роли и авторитета учителя.

Задачи:

• создать образ доброго учителя;

• возбудить чувство доверия к учителю;

• закрепить чувство доверия, интереса к учителю.

Формы организации работы:

беседа об учителе после посещения школы;

встреча учителя с дошкольниками в детском саду;

организация переписки с учителем.

Результат:

чувство радости от общения с учителем;

растущий интерес к учителю;

стремление заслужить одобрение учителя.

Формирование у детей шести-семи лет мотивов учения и положительного отношения к школе наиболее успешно происходило при использовании в учебно-воспитательном процессе разнообразных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни : экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок школы будущего, рисунок «В какой школе я хочу учиться», игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники и др.

Совместная практическая деятельность взрослых с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствовала формированию внутренней позиции школьника,познавательных и социальных мотивов учения.

При организации игры в «Школу» использовались сюжеты различного содержания: игра в «Школу» после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления) и др. Для поддержания интереса дошкольников к игре рекомендовалось ввести роль Незнайки - ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.

В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание уделялось ознакомлению родителей с особенностями становления у ребенка внутренней позиции школьника и на этой основе формировался позитивный образ современной школы.

Проведенный в конце учебного года мониторинг показал существенные изменения в мотивационной структуре готовности детей к школе и позволил сделать следующие выводы:

1. Поэтапное формирование компонентов внутренней позиции школьника (сначала формирование общего положительного отношения к школе, затем - интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; ориентация на «школьную» организацию деятельности и поведения и в заключение - признание роли и авторитета учителя) обеспечивает детям сознательное становление этой позиции.

2. Использование разных форм педагогической работы ведет к повышению и сохранению у дошкольников интереса к школе, учению, формирует желание занять новый социальный статус школьника, стремление активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.

4. Оказание помощи родителям в психолого-педагогических вопросах, связанных с формированием мотивационной готовности ребенка к обучению в школе, помогает возникновению эмоционально положительного отношения к школе как у детей, так и у их родителей.

5. Разработанная нами система педагогической работы по формированию мотивационной готовности ребенка к школе способствовала изменению компонентов внутренней позиции школьника и мотивов учения.

Публикации по теме:

Оопыт работы воспитателя по повышению уровня знаний родителей в вопросах готовности ребенка к школе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад первой категории № 102». «Крепкая семья –.

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
Опубликовано: 8 сентября 2013 в 17:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Кудрявцева (УИ 126438) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД