Получи документы

Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка

Елена Ларенцева
Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика (система упражнений для речевых органов, являющаяся зарядкой для артикуляторных мышц).

Публикация «Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка» размещена в разделах

Проводится артикуляционная гимнастика воспитателями как воспитателями, так и родителями, заинтересованными в скорейшем овладении детьми правильным звукопроизношением. Поэтому необходимо знать определённые требования, предъявляемые к проведению артикуляционных упражнений.

- Комплексы артикуляционных упражнений должны быть построены с учётом возможностей детей.

- При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность. Сначала даются самые простые упражнения, развивающие моторику артикуляторных мышц. Постепенно они заменятся такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются чёткие артикуляторные уклады. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губы, язык, нёбо).

- Выработка некоторых артикуляторных позиций требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребёнок может освоить за несколько занятий, а другие – за несколько месяцев. Поэтому необходимо иметь терпение и выдержку.

- Во время занятий необходимо подбадривать ребёнка, особенно в случае неудачи. Если необходимо – вернуться к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.

- Нецелесообразно работать только над определёнными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребёнком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.

При работе над артикуляционной моторикой также важно знать :

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.

2. Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.

3. Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.

4. Упражнения ребё нком выполняются поэтапно: он улыбается, показывает зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние передние зубы, прикасается кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т-т, затем делает губами широкую трубочку, приоткрывает рот, превращает язычок в «чашечку», выдувает тёплую воздушную струю на ладонь и т. д.

5. Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнений. Это даёт возможность определить, в чём именно ребёнок испытывает трудность, и отработать это движение.

Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребёнка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Часики» - кончиком языка касаться уголков губ.

2. «Вкусное варенье» - облизать губы по кругу.

3. «Почистить» язычком зубки – облизать зубы по кругу.

4. Покусать язык по всей длине.

5. Кончиком языка погладить верхнее нёбо.

6. «Цоконье» - присосать язык к верхнему нёбу.

7. «Грибок» - присосать язык к верхнему нёбу, удерживать его, при этом опускать-поднимать нижнюю челюсть.

8. Кончик языка поднять за верхние передние зубы.

9. Кончик языка опустить за нижние передние зубы.

10. Высунуть острый язык.

11. Расслабленный язык положить на нижнюю губу.

12. Язык «чашечкой».

13. Язык «трубочкой».

14. Губы в «хоботок».

15. Губы в «улыбку».

16. Губы в «рупор».

Гимнастику выполнять каждый день, перед зеркалом, 5-7 упражнений, 3-5 раз каждое;

артикуляторную позу удерживать 3-5 секунд.

Упражнения №8 и 9; №10 и 11; №12 и13; №14-15-16 чередуются между собой.

Значение развития мелкой моторики пальцев рук для коррекции речи

Нормальное развитие речи ребёнка связано с развитием движений пальцев рук, т. к. моторная речевая зона в головном мозге является частью двигательной области. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Работа по развитию мелкой моторики рук состоит из занятий, развивающих тактильное ощущение, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, бисероплетением, лепке из пластилина, и других занятий рукоделием.

У детей в ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движение пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При изучении мозговой, психической деятельности человека, а в особенности детей отмечается и доказано огромное стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведё нных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (т. к. при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».

Мы капусту рубим – Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Мы морковку трём – Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим – Движения пальцев, имитирующих посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмём – Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.

Упражнение для пальчиков «Утята».

Первый, второй – шли утята.

Третий, четвёртый – за водой.

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко – громко запищал:

«Пи – пи – пи!» -

«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»

Поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Упражнение для пальчиков (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).

Птичек стайка.

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка.

- Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко.

Эта – зяблик, это – стриж, это – развесёлый чиж.

Ну, а это - злой орлан. Птички, птички, по домам! (Сжать пальчики в кулачки).

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

Вместо глаз – угольки

Нашлись у нас.

Кролик вышел как живой:

И с хвостом и головой.

За усы не тяни – из соломинки они!

Длинные, блестящие, точно настоящие!

Дети имитируют лепку зайчика из снега.

Упражнения для пальчиков.

1. Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

Одна рука – «сосна» (пальцы растопырены подняты вверх); на второй руке указательный и средний пальцы образуют «ушки» зайца, остальные пальцы сжаты.

2. Ёлка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставит вперёд. Локотки к телу не прижимать.

3. Маша варежку надела: Сжать пальцы в кулачок.

«ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, Все пальцы разжать, кроме

В свой домишко не попал». одного.

Маша варежку сняла: Разогнуть оставшийся

«Поглядите-ка, нашла! согнутым палец.

Ищешь, ищешь, не найдёшь,

Здравствуй пальчик, как живёшь?» Сжать пальцы в кулачок.

Коготочки.

У Кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши,

Пусть посмотрят малыши.

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко: «Мяу».

Упражнения для пальчиков.

Коза.

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест,

Молоко не пьёт,

Забодаю, забодаю!

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это – «коза». Со словами «забодаю» «козу» «напускать» на ребёнка.

Зайчик.

Зайка серый скачет ловко.

В лапках у него морковка.

Локтём опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Упражнение для пальчиков.

Зайка и ушки.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок, Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперёд.

Упражнение на координацию речи с движением.

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети. Ребёнок потирает руку об руку.

Ручки, ручки согревают,

Ручки, ручки потирают.

Чтоб не мёрзли наши ноки,

мы потопаем немножко: Ребёнок топает ножками.

топ – топ – топ.

Нам мороз теперь не страшен, Ребёнок приплясывает.

вот как мы теперь попляшем.

Упражнение на координацию речи с движением.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу, и ни разу,

Ни словечка ни скажу.

Ребёнок выполняет соответствующие упражнения.

Упражнения для пальчиков.

Этот пальчик – дедушка, Руку сжать в кулак, поочерёдно

Этот пальчик – бабушка, разгибать пальцы, начиная

Этот пальчик – папочка, с большого.

Этот пальчик – мамочка.

Ну а это я. Сжать руку в кулак несколько

Вот и вся моя семья! раз.

Птички.

Птички прилетели, крыльями махали.

Сели. Посидели.

Дальше полетели.

Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

Упражнения для пальчиков.

1. Наши алые цветы распускают Плавно сжать пальцы.

лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки Помахать руками перед

колышет. собой.

Наши алые цветки закрывают

лепестки, Плавно сжать пальцы.

Тихо засыпают, головой

качают. Плавно опустить их на

стол.

2. Я весёлый майский жук.

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жужу.

Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы», пошевелить ими.

Упражнение на координацию речи с движением.

Мы лопатки взяли, грядки раскопали: Дети имитируют действия лопатой.

Раз – два, раз – два!

Грабли в руки взяли, грядки причесали: Дети имитируют действия граблями.

Раз – два, раз – два!

Семена рядами в землю мы бросали: Дети имитируют разбрасывание семян.

Раз – два, раз – два!

Публикации по теме:

Игры с различными предметами и материалами. Развитие мелкой моторики ребенка Начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Доказано, что двигательные.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики очень важно для ребенка!» Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Используйте для этого.

Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях»Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях» Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях" Решение речевых проблем требует достаточного уровня развития.

Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада Подготовка артикуляционного аппарата детей к произнесению звуков в младшей группе детского сада. " Упражнение для вызывания звука: -б-".

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [Р] у детей дошкольного возраста с ТНР Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (Р) у детей дошкольного возраст с ТНР «Тигр Брыська и его друзья» История эта.

Развитие мелкой моторики ребенка в ДОУ как средство всестороннего развития в совместной работе логопеда и психолога А. Ю. Пирка, С. Н. Скоробогатова РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РЕБЕНКА В ДОУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ –.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Влияние артикуляционной гимнастики на развитие артикуляционного аппарата у детей Роль артикуляционной гимнастики на развитие артикуляционного аппарата у детей. Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов:.

Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребенка Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие моторики артикуляционного аппарата ребенка
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 20:40
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД