Папки-передвижки

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи

Янина Васильева
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыкальное развитие ребё нка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира, а так же на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Публикация «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи» размещена в разделах

На опыте работы с детьми я убедилась в эффективности музыкального развития с помощью музыкально – ритмических движении и речи. Большинство детей последнего поколения, к сожалению, часто являются детьми с особенностями в развитии : недоразвитие речи, гиперактивность, некоторая расторможенность и. т. д. Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно – воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, но и некоторые виды арт-терапии, например, музыка и движение.

Ритмика – является одним из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак - Далькроз (1865 - 1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей,а также пластичности и выразительности движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально ритмического воспитания –в её гуманном характере. Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умении выражать себя в движениях.

В наше время его систему поддерживают многие педагоги. Я обучалась у них – это Ольга Валерьевна Кацер - курс «Музыкальное воспитание детей в системе арт - терапии». А так же Анна Иосифовна Буренина «Ритмическая мозаика», Майя Ивановна Родина, И. Новоскольцова, И. Каплунова, Т. Суворова и другие.

Опираясь на теоретические исследования и практический опыт педагогов, я выбрала основное, особенное направление в моей работе.

Особенность заключается в том, чтобы четко выполнять взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи.

Функции мозга речи и движения находятся рядом, они влияют друга на друга. При активной речи мы можем жестикулировать, а при активном движении идет речевое сопровождение. Вводя в любой вид деятельности речь и движение плюс музыка, мы троекратно воздействуем на ребенка.

Уделяя особое внимание этому виду деятельности, я пришла к выводу, что музыка и движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, дают определённый психотерапевтический эффект.

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще.

Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.

«Двигательные реакции на изменение характера, темпа, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием» (О. Радынова).

Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности - методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной каждому человеку

Отсюда следует:

Цель: Освоение основных и специальных задач музыкального воспитания.

Коррекционно-профилактические задачи:

1. Создание атмосферы принятия, доверия, взаимопонимания и активного взаимодействия.

2. Снижения эмоционально – психического напряжения.

3. Формирование положительных эмоций и душевного равновесия. Обеспечивать возможность в двигательном и эмоциональном самовыражении.

4. Формирование и развитие лучшего понимания себя и других. -

Социально-комуникативные навыки: общение, сопереживание, доброжелательность и взаимодействие с другими детьми.

5. Совершенствование психических процессов: интерес, внимание,

воображение, память и другое.

Специальные задачи музыкального воспитания :

1. Формирование образа и схемы тела. Умение ощущать свое тело и управлять им.

2. Формирование и координация общей и тонкой моторики рук и ног.

3. Формирование пространственной организации движения

4. Развитие артикуляции и мимической подвижности, речевого слуха и речевой моторики.

5. Развитие речедвигательной координации

6. Формирование восприятия музыки и умение согласовывать ее с движением.

7. Формирование речевых и певческих навыков: дыхания, дикции, артикуляции, звукообразование, речевые и певческие интонации.

8. Комплексное формирование музыкальных способностей :

- чувство ритма и темпа,

- развитие слухового внимания и памяти

- развитие музыкального, тембрального и ладового слуха

-формирования начального навыка музыцирования.

(активное взаимодействие с музыкальным материалом.)

Основные принципы:

- Взаимосвязь: музыки – движения и речи

- Игровая методика развития музыкальных способностей

- Особое отношение педагог-ребенок

Основные методы моей работы:

1. Наглядный метод музыкальном воспитании имеет две разновидности) :

• наглядно-слуховой- является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки.

• наглядно-зрительный – имеет вспомогательное значение. Зрительная наглядность (картинки, рисунки т. д.)применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Познакомить с музыкальными инструментами и т. д

2 Словесный метод - беседа, рассказ, пояснение, разъяснение,

словесное сопровождение ритмических движений.

3 Практический метод– очень важен. Показ педагогом исполнитель-

ских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой)

В процессе занятий у детей постепенно развиваются способности, необходимые для более глубокого и точного восприятия и выражения в движениях содержания музыки.

Музыкально-двигательная деятельность, как никакая другая, помогает общению детей не только с музыкой, но и друг с другом. Она учит детей видеть движения других, оценивать их в соответствии с восприятием музыкально-двигательных образов. При этом у детей воспитывается способность не только содействовать, но и сопереживать действиям друг друга, коллективному действию.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

Первое - развитие, воспитание вербальных процессов у детей : слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса, а также эмоциональной и коммуникативной сферы.

Второе - направление связано с профилактикой речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т. д.

Основные направления в моей работе:

Логоритмика осуществляется различными средствами:

Пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движением рук (развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти);музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, играми со словом, движениями, песнями, инсценировками. Средства логопедической ритмики представляют целую систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей. Раскованность и непринужденность, формирующиеся у детей при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Главная задача логоритмики - воспитание и развитие чувства ритма через движение путём развития слухового внимания и улучшения речи путём воспитания ритма речи.

При проведении занятий с детьми особое внимание уделяю развитию чувства музыкального ритма и слухо-моторных координаций. Дети ещё не знают, как воспринимать музыку, как согласовывать с ней свои движения. Движения детей резки, быстры, порывисты и в то же время ещё плохо координированы.

Важной задачей является создание у детей положительного, эмоционально-окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы взрослого, подражать речевым и двигательным образцам, формировать предпосылки к диалогической речи, а в дальнейшем и самостоятельной связной речи у детей.

В результате анализа, изучения методик по логоритмике, программы «Ритмическая мозаика», мною ведется работа по взаимодействию музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей для детей старшей и подготовительной группы, используются игры на развитие чувства ритма, темпа, дыхания, разработаны этюды с элементами психогимнастики, композиции сюжетных, национальных, характерных танцев.

Логика подачи материала. Новая тема прорабатывается на протяжении 3-х занятий с постепенной подачей изучаемого материала.

Например, на первом занятии дети знакомятся с новыми движениями по подражанию взрослому, вслушиваются в текст песни или стихотворения, знакомятся с сюжетом новой игры.

На втором занятии внимание детей привлекается к качеству выполнения основных движений или упражнений; совместно со взрослым дети учатся воспроизводить разучиваемый текст песни или стихотворения, сопровождая речь движениями; отвечать на короткие вопросы по содержанию игры.

На третьем занятии дети самостоятельно учатся воспроизводить движения или танцевальные элементы, руководствуясь только речевой инструкцией или соответствующей движению музыкой; свободно ориентироваться по тексту песни или стихотворения, передавать их настроение; уметь соблюдать основные правила игры.

С упражнений в спокойной ходьбе и маршировки, как правило, начинаются все музыкальные занятия. Они позволяют настроить детей на занятие, организовать их внимание на выполнение коллективных действий. Почему же я выбираю марш? Ребёнок в быту часто встречается с маршевыми ритмами, слышит их по радио, телевидению. Эта музыкальная форма с удобным счётом наиболее доступна детскому восприятию и наиболее желательна в первоначальный период обучения.

При этом происходит развитие двигательной сферы : у детей развивается координация движений, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с характером звучащей музыки, менять темп движений в соответствии с изменением темпа звучащей музыки, умение передавать в движениях смену ритмического рисунка в соответствии с метроритмом музыки (ходьба, поскоки, остановка).

По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настрое.

Развитие дыхания - один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от их речевого развития.

Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.

На занятиях я обязательно провожу упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания - способность переходить от одного действия к другому, появляется умение распределять своё внимание между несколькими видами деятельности.

Развитие чувства музыкального темпа у детей я начинаю с наиболее простых двигательных заданий, которые ребёнок должен выполнять в соответствии с темпом прослушиваемой им музыки. Умение наблюдать за музыкальным темпом и передавать его с помощью движений помогает детям в дальнейшем восстановить нормальный темп речи

При выполнении упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма, сначала привлекаю внимание детей к эмоциональному содержанию музыки и её построению. Главной задачей является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

В таких заданиях лучше использовать различные предметы: мячи, платки, бубен, палочки, шумелки и др.

На заданиях по слушанию музыки детям предлагаю как вокальную, так и инструментальную музыку. Из инструментальной музыки дошкольникам ближе всего музыка, написанная на какой-либо определённый сюжет, большей частью заимствованный из литературных или живописных произведений, а также изобразительная музыка, в которой композитор прибегает при помощи средств музыки к подражанию, например, пению птиц, вою ветра, шуму дождя, журчанию ручейка и т. д. Часто предлагаю, слушая музыку детям под нее двигаться. После прослушивания я, вместе с детьми, обсуждаю музыкальное произведение.

При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки предлагаю детям карточки с изображением различных эмоциональных состояний: радость, печаль, страх и т. д.

Двигательные реакции на изменение характера, темпа, ритма, динамики, фактуры способствуют развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным её восприятием. Обсуждая самые разные произведения, дети постепенно учатся вслушиваться в музыку, задумываться о ней и вслух рассуждать. Всё это способствует не только углублению музыкального восприятия дошкольников, но и развивает их речь, интеллект, обогащает чувства.

Мимика тесно связана с артикуляцией. Стимулируя ребёнка изображать на лице различные эмоции, я тем самым способствую развитию у него не только мими-ческой, но и артикуляционной моторики

Речедвигательные упражнения - это проговаривание текста с одновременным выполнением каких-либо движений. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в обучающее занятие.

Игра является основным видом деятельности дошкольников и может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему миру, к разнообразным видам музыкальной деятельности. Музыкальные игры имеют большое значение в музыкальном развитии детей. С их помощью в интересной и непринуждённой форме решаю коррекционные задачи.

Подвижные игры способствуют развитию у детей духа соревнования, умения действовать в коллективе, укрепляют эмоционально-волевые качества личности, развивают образность мышления и творческую фантазию. Играя, ребёнок активно слушает музыку и непосредственно на неё реагирует.

Музыкальные игры воспитывают чувство ритма, способствуют уравновешиванию нервных процессов, регулируют мышечные усилия детей. В играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, инициативность в выполнении заданий. Весь словесный материал (песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр) служит ещё одной важной цели - закреплению в речи дошкольников различных групп звуков. Кроме того, подвижные игры способствуют овладению детьми разнообразным видам движения - ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам. В музыкальном воспитании чаще всего использую игры инструментальные (сюжетные и несюжетные, игры с пением, словом, а так же музыкально-дидактические игры.

Игры с пением решают многие задачи музыкального воспитания (формирование интереса к музыке и пению, развитие музыкального слуха, памяти, чувства ритма, чистоты интонирования, а также коррекционные задачи (нормализация психических процессов и свойств, тренировка двигательного аппарата, упорядочивание темпа движения и пения). К достоинствам игр с пением относится и то, что с их помощью легче отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения, развивают интонационный и поэтический слух, музыкальность. Текст лучше разучивать в процессе игры, так он лучше запоминается и соотносится с ритмом музыки. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра усложняется под влиянием развития речи. Играя, ребёнок максимально реализует свои возможности и способности.

Танец и пантомима - это вид деятельности, оптимальный для формирования и развития у дошкольников детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка движений и освоению его. Поэтому нужно обучать их этому языку. В процессе обучения я знакомлю детей не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приёмами композиции танца.

Парные танцы строю на основных движениях (ходьба, бег, поскоки, ритмических хлопках, прыжках, притопах, элементах бальных танцев (боковой галоп, шаг, полька, использую элементы народных плясок (полуприсядка, ковырялочка и т. д.).

Танцы с пением и хороводы очень полезны для развития детей, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться не только на музыкальном занятии с музыкальным сопровождением, но и в самостоятельной музыкальной деятельности, т. е. гораздо чаще, чем другие виды танцев.

Использование сюжетных, национальных, характерных танцев зависит от двигательных умений детей. Такие танцы обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей.

Используя импровизацию, я тем самым ухожу от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание что-либо выполнять, делает это занятие скучным и неинтересным. Дети быстро утомляются, их внимание рассеивается.

Каждый ребёнок талантлив от природы, только нужно стремиться помочь раскрыть его способности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, непонимание, затруднения, прикладывает усилие. Развивая творческие способности детей, я основываюсь на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Результативность и перспектива

Диагностическое обследование выявило положительную динамику музыкально-ритмического развития детей : появилось умения управлять своим телом, умение выражать своё внутреннее состояние, выработались двигательные, слуховые, речевые и певческие навыки.

Дети стали проявлять стойкий интерес и потребность в музыкальных занятиях. Благодаря развитию речи и движений дети стали артистичнее, раскованнее, пластичнее, у них появились такие качества, как сострадание, сочувствие, отзывчивость, и именно музыка явилась организующим и руководящим началом для достижения этого.

Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова вместе с развитием детского творчества даёт положительные результаты. Ребёнок осознаёт свои возможности, чувствует, что может проявить себя в любом виде деятельности, привыкает к мысли, что любое проявление творчества находит поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Мой лозунг в работе с детьми: «Чаще хвалить ребенка, чем осуждать, подбадривать, а не подмечать неудачи, вселять надежду, а не подчеркивать, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех».

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Роль музыки в развитии познавательных способностей детей через метод проектов. Музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Б. М. Теплова Музыка оказывает сильное эмоциональное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения и речи
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 20:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД