МААМ-картинки

Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности

Елена Родионова
Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком.

Публикация «Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности» размещена в разделах

Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

Поэтому была разработана программа «Палитра красок» .Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени изучения материала. Занятия построены таким образом, чтобы как дети, так и педагог имели возможность выбрать приемлемые способы изобразительно-выразительных средств.

Дополнительная образовательная программа «Палитра красок» рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 5 до 7 лет и является интегрированным курсом, который включает в себя игровую деятельность и три вида изобразительного творчества : рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года. Данная программа рассчитана на 1 год, занятия проходят 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 30 -35 минут.

Целью программы является – развитие наглядно – действенного и образно – логического, изобразительно – творческого мышления старших дошкольников посредством игры и изобразительной деятельности.

Для наиболее эффективного освоения программы используются: игровые технологии (ПидкасистыйТ. И, РепкинаВ. В,) в дошкольный период. Их использование включено в программу, поскольку в процессе ролевых игр воспитанник знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки и культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Технология проблемного обучения решает задачу создания условий, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

При реализации программы используются следующие формы организации деятельности детей (по способу объединения детей) : фронтальное, индивидуальное, индивидуализированное.

Особенностью содержания данного года обучения является чередование на каждом занятии видов деятельности, отраженных в разделах. Это обусловлено возрастными особенностями детей 5–7 лет и частая смена деятельности необходима для поддержания интереса к предмету. Кроме того, занятие выстраиваются по принципу «1 занятие – 1 продукт», малыши не могут выполнять одну работу в течение нескольких занятий, действуя одними теми же материалами. В конце каждого занятия, освоив технику, дети получают конечный результат. Так к первому типу мы относим занятия, на которых сами демонстрировали образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей, а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями.

Второй тип занятий реализовывался в темах: «Мир глазами ребенка», «Путешествие в рисовандию» ,«Унылая пора» (рисование по мокрому слою, «Несуществующее животное», «Портрет моего папы» (лепка в технике барельеф, «У лукоморья дуб зеленый» (ниткопись, рисование клеевой кистью) «Рисование на снегу», «Чудесный лес», «Весёлые осьминожки» (печать от руки, рисование манкой), «Необычные рыбы» .

Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у нас была возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Изобразительно - творческими были также занятия на темы: «Храбрый петушок» (рисование по представлению, «Крючка, Злючка и Закорючка» (рисование фантазирование по мотивам шуточной песенки, «Живые облака» (аппликация по замыслу) «Путаница-перепутаница» (рисование фантазирование по замыслу, «Пусть одуванчик рисует сам себя» .

Разработка занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих мышление и творческое воображение.

Реализация дополнительной образовательной программы «Палитра красок «проходило в детском саду «Красная шапочка». Экспериментом по реализации программы были охвачены 25 ребенка, в возрасте от 5 до 7 лет.

Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие – удалены на расстояние «Жуки на цветочной клумбе», «Прилетайте в гости», «Чайный сервиз».

Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно мы формировали стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей, то есть общественно-направленные мотивы, в основе которых потребность общения с людьми, с взрослыми и детьми. Становление общественно-направленных мотивов делали детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.

Мы также старались формировать мотив более высокого порядка – стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов создавалось эмоционально-радостное настроение, атмосфера сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а мы в свою очередь побуждали их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учили обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, нам сразу стало ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем нравилось рисовать краской на снегу из-за их яркости, необычности и оригинальности, тычками, пальцами, ладошками, восковыми мелками (детей привлекало их свойство – с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы, многие дети были традиционны: основными выступали краски и кисти, но при этом дети активно пользовались палитрами, предпочитали готовым цветам смешивание красок. Некоторым очень нравилось рисовать углем, но многих не устраивала эта «грязная» работа, не нравилось, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми оказались цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике («граттаж», «акватипия», «печать штампами» и. д., особый интерес вызывало применение природного и бросового материала, самоклеящейся пленки.

На всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно-поисковые ситуации, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при рисовании елочки якобы закончилась бумага, и детям пришлось подумать, на чем еще можно рисовать. Были варианты: на доске, на стекле, а затем дети заметили рулон обоев с необычной фактурой и были удивлены, что придется рисовать на такой неровной поверхности. Мы не практиковали сравнение детских работ между собой, а старались отмечать индивидуальную манеру выполнения. Этому приему анализа обучали родителей воспитанников.

Кроме этого, регулярно организовывали творческие выставки работ детей. Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и другим педагогам.

Таким образом, изобразительная деятельность – одно из самых нужных и полезных увлечений. Занятия по рисованию, лепке, аппликации отлично развивает моторику рук, способствует развитию детского воображения и фантазии, порождает в малышах новые эмоции, помогает лучше познавать мир. Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Особенно важна связь изобразительной деятельности с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, изобразительная деятельность развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

Публикации по теме:

Развитие воображения у детей старшего возраста В старшем возрасте развитие воображения у детей реализуется по средствам рисования, конструирования, строительства, лепки, сюжетно-ролевых.

Влияние изобразительной деятельности на развитие личности дошкольника Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование фундамента основ творческой личности ребёнка. Дошкольные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности
Опубликовано: 11 марта 2014 в 19:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мышления детей в процессе изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Родионова (УИ 174920) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД