Наталья Сертакова
Развитие мышления и речи дошкольников с помощью загадок
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитания в детском саду ставит перед нами задачу огромной важности - подготовка детей к школе. Будущему школьнику для успешного овладения знаниями необходимо логически мыслить, рассуждать, доказывать свои выводы.
Работая с детьми, я заметила, что детям в процессе общения друг с другом, в беседе, в различных играх, наблюдениях за окружающим так необходимо иногда доказать, сделать вывод, пусть еще совсем просто или что – то надо объяснить, рассуждая логически. Вот поэтому логическому рассуждению, доказательной речи ребенка надо учить с детства, тогда когда он находится еще в дошкольном возрасте, в детском саду.
Публикация «Развитие мышления и речи дошкольников с помощью загадок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
В работе по развитию речи, мышления детей особое место занимает загадка. Воспитательные возможности загадки многообразны – это формирование любви к родному краю, живому, образному, точному слову, вводят в мир народной поэзии, доставляя ребенку эстетическое наслаждение.
К. Д. Ушинский писал: «Загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение» Загадки полны познавательного смысла. Рыбникова писала: «Предметность, конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают ее отличным приемом, дидактического воздействия на ум.»
Прежде чем научить детей отгадывать и загадывать загадки, я стала учить детей наблюдать за окружающим, находить нужное слово для обозначения того, что они видят, чувствуют, главное чтобы малыши не просто усвоили значение слова, а были бы взволнованы, захвачены, заворожены его поэзией.
В этом нежном, чутком возрасте, когда перед ребенком не только красота мира, но и первая мысль о радости бытия, надо выводить детей на природу – удивляться, запечатлевать в детской памяти образ, картину, которая воплощает в себе слово.
Очень интересно наблюдать те минуты, когда детская мысль просится в слова, ищет и находит яркие, красочные слова, рождается поэтический образ.
Вот с детьми вышли на прогулку. Тепло. Пригревает солнышко. Они подставляют солнцу лицо, руки, довольно улыбаются.
-Какое сегодня солнышко? – спрашиваю я.
-Солнышко сегодня хорошее, - говорят дети.
«И чистое, ясное, лучистое», -добавляю я строчку из стихотворения. «Оно горячее, жгучее».
-Нет, оно теплое, - говорят дети.
Я помогаю детям найти другие слова, более точно характеризующие явления.
-Солныщко греет щеку, руки, пригревает нас. Вам приятно, ребята?
-Приятно. Как же ему можно сказать о солнышке? Какое оно?
-Солнышко ласковое, доброе! Солнышко приветливое, оно улыбается нам.
Сначала я учила детей всматриваться в явления, сравнивать их, видеть общее и отличительное, побуждала их находить свои слова и выражения для обозначения увиденного: «на что похоже? С чем можно сравнить? Какими словами можно сказать об этом? – эти вопросы я всегда задаю детям при наблюдении.
Например, на автобусной остановке дети, рассматривая автобусы отмечали, что у автобуса есть колеса, крыша, кабина для шофера, стекла, дверь: внутри автобуса скамеечки для пассажиров.
«На что похож автобус?» - спрашиваю детей, побуждаю их к сравнению.
«На домик. Только на колесах» - Маша Б.
«И у него стены железные, а у дома каменные или из дерева» - Данила З.
Посредством сравнений, дети легче стали усваивать переносный смысл образных выражений. Это очень помогало детям впоследствии понять загадку, научиться ее отгадывать.
Наблюдения, которые мы проводили систематически в природе, жизни, я положила в основу своей работы по обучению детей отгадыванию загадок.
Прежде чем дать детям ту или иную загадку, я давала им задания, специально подводящие ребят к отгадыванию загадок определенного содержания.
Например: прежде, чем загадать загадку про самолет, мы обращали внимание на внешний вид/похож на птицу, есть фюзеляж, крылья, хвост, моторы, что самолеты летают в воздухе; на звучание – самолет гудит; на назначение –транспорт, служит для перевозки людей и грузов. / После такого накопления знаний о самолете, как итогом логического мышления даю детям загадку о самолете :
Что за птица?
Песен не поет, гнезд не вьет
Людей и груз везет?
/самолет/
Летит птица – небылица,
А внутри народ сидит
Меж собою говорит.
/самолет/
При рассматривании птиц, животных, насекомых и наблюдая за ними обращала внимание детей на части тела /голова, ноги, лапы, хвост, крылья, клюв, образ жизни, повадки, где живет, чем питается, как передвигается, как защищается/.
Например: рассматриваем картину «Кошка с котятами». При рассматривании мы отмечаем: что животные живут в доме, что шубка мягкая, ушки чуткие, что днем спит, ночью на охоту ходит, что пьет молоко, часто умывается и т. д. А затем после накопления определенных знаний, давала детям серию загадок :
Живет в доме хозяин:
Шубка атласная, лапки бархатные,
Ушки чуткие. Днем спит или сказки говорит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
/кошка/
Я умею чисто мыться
Не водой, а языком,
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком. /кошка/
Для того, чтобы дети лучше воспринимали загадки я подбирала отрывки из различных произведений с описательными рассказами.
Осенью, когда дети неоднократно наблюдали за сбором урожая на огороде на участке детского сада, я им прочитала такой отрывок:
«Вся овощ огородная поспела: дети носятся кто с репой, с морковью, подсолнечник лущат, а бабы свеклу дергают, такая свекла добрая, точь в точь сапожки красные лежат на полосе.»
А затем, я подбирала детям загадки народные, с этим красочным образом «сапожки красные».
1. Красные сапожки в земле лежат.
2. Красные сапожки в земле и в лукошке.
Дети без труда отгадывают данные загадки, хорошо обосновывая ответы.
Чуткость к языку литературных произведений, образных выражений и к слову вообще обеспечивает понимание детьми иносказательного языка загадок. Таким образом, система знаний об окружающем мире, воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова и обучения детей умению пользоваться точным словом для выражения своих мыслей является важным условием для понимания, а значит, и для успешного отгадывания загадок.
В своей работе с загадками я использую тематический принцип подачи загадок, я распределяю загадки порционно : на каждом занятии ввожу загадки одной тематики. Я всегда стараюсь ограничить круг предметов, подлежащих отгадыванию, то есть направляю мысль ребенка в определенную область знаний, подбирая загадки одной темы, по определенной системе:
1. На первом занятии – загадки о домашних животных;
2. На другом – об игрушках;
3. Затем – о явлениях природы, причем тематику загадок связываю с содержанием недавних наблюдений, это помогает обеспечить работу мысли.
Например: после неоднократных наблюдений на огороде, знакомства с овощами, даю детям игру с загадками «Волшебный огород», где бабушка – загадушка загадывает девочке Маше загадки, а дети помогают отгадывать загадки, и не только отгадывать, но и доказывать загадку.
1.«Сидит девица в темнице, а коса на улице»
Что за девица? Какая у нее темница? Что у нее за коса?
2.«Надето на Машу сто рубашек» Что за Маша? Какие у нее рубашки?
3.«Сидит Федосья, распустив волосья» Кто такая Федосья? Где сидит? Какие у нее волосы? Почему она их распустила?
А в конце игры бабушка выносит волшебное блюдо с овощами, и ребенок прежде чем взять овощ, должен загадать про него загадку, дети очень хорошо не только отгадывали загадки, но и прекрасно доказывали свои рассуждения.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает у детей самостоятельность и оригинальность мышления.
На некоторые загадки, содержание которых можно трактовать по – разному, я не требую традиционной отгадки, а добиваюсь разных ответов рассуждений: например: «В лесу родился, в лесу вырос. А в дом пришел всех к себе собрал!»
Дети отгадывают эту загадку по – разному :
Маша Б. – «Я думаю, что это елка. Она в лесу родилась, в лесу выросла, а на Новый год пришла в дом и все собрались вокруг нее и стали петь и танцевать».
Влад Л. – А я считаю, что это большой белый гриб. Он в лесу родился, в лесу вырос, а когда его принесли в дом, все собрались посмотреть на него».
Или вот загадку : «Кто ни в жару, ни в стужу не снимает шубу?» /овца/
Дети отгадывают так: «медведь, волк, лиса» и мотивируют тем: «они в шубе ходят и зимой и летом».
При обучении детей кратких описаний игрушек, картинок, предметов я предлагаю загадку, как образец краткого описания, и в дидактических играх «Волшебный огород», «Волшебный мешочек» ,в беседах, в рассматривании картин. Загадка завершает или обобщает беседу.
На участке рассматривали собаку. После наблюдения я спросила у детей: «Какие уши у собаки Жучки?»
-Маленькие, острые. Торчат – ответила София К., Настя М.
-Можно ребята сказать уши торчком – говорю я.
_ А какой хвостик?
-Закорючкой, крючком – подхватили дети.
Свою беседу заканчиваю описанием:
Вот собака Жучка, хвост закорючкой,
Шерстка пестрая, зубки острые.
А затем предложила детям придумать загадки.
Анфиса В. – Ушки торчком, а хвостик закорючкой.
Я предложила детям подумать и сказать загадку складно в рифму.
Вика К. – Ушки торчком, хвостик крючком.
Чтобы повысить интерес к загадкам, я проводила с детьми игры – забавы, игры – загадки.
«Магазин игрушек», где дети должны были из нескольких предметов, назвать один о котором, говорилось в загадке. Объяснить, почему о нем так сказано, затем играли в лото – загадки, проводили вечера загадок, КВН, где за правильный ответ дети получали значок.
Сейчас наши дети не пропускают мимо ни одну загадку, стараются узнать новую от родителей, знакомых, делятся новыми загадками со мной, но самое главное им хочется придумывать загадки самим и я стараюсь помочь им в этом.